Обзор игры Manor Lords, которая стала самой популярной в Steam. Её сделал один человек, а влюбились миллионы

На прошлой неделе состоялся релиз игры Manor Lords в раннем доступе Steam.

Еще до выхода проект стал самым желанным в магазине. А спустя всего сутки после выхода собрал свыше 1 миллиона оформленных заказов! Пик онлайна достиг тогда 170 тысяч человек, а спустя почти неделю эта цифра снизилась до 100 тысяч и продолжает держаться на этом уровне.

Что самое примечательное, над игрой работает всего один человек, польский разработчик Гжегож Стычен (иногда ему помогала небольшая команда, но 90% тайтла он сделал сам). И именно он смог поставить рекорд по одновременному онлайну в градостроительном симуляторе.

Разбираемся, чем же так хороша новинка и что стоило бы доработать.

Поскольку перед нами версия для раннего доступа, то и оценивать её мы будем соответствующе

Строим средневековые города

По большей части, Manor Lords — это масштабный градостроительный симулятор, в котором есть элементы стратегии в реальном времени. И она отличается от аналогов не только этим.

Ничто в игре не привязано к конкретной сетке, вы вольны размещать дома, фермы, дороги и так далее на свое усмотрение. И повернуть так, как хочется именно вам.

Скажу сразу: сюжета здесь пока нет. Это огромная песочница, где главной целью является захват всех территорий в разных форматах игры.

По факту, перед нами исторически достоверная (в каком-то смысле) игра, которая проработана до самых мельчайших деталей. Здесь буквально каждый элемент тесно связан друг с другом.

Стартуем мы на небольшом холме на незанятой никем территории с небольшой группой поселенцев и лагерем с базовыми припасами. Рядом с нами есть довольно обширная карта, разбитая на 8 территорий — у каждой есть свой владыка.

В игре все строится на свободе действия. Вас никто и никак не ограничивает, кроме логических условностей, вроде тех, что на воде вы дома не построите. Во многом, логика игры напоминает культовую серию Stronghold, но отличается новинка более глубокой проработкой (разумеется, проект 2024 года, еще и находится в разработке уже 7 лет).

Возвращаясь к взаимосвязанности. Все работает в сотрудничестве друг с другом. То есть, например, вам нужно произвести хлеб для своих поселенцев. Для этого нужно сначала вырастить пшеницу, посадив зерна, перемолоть ее на мельнице и передать в общую печь для изготовления хлебобулочного изделия.

И так работает практически с каждым элементом. Все необходимые ресурсы нужно собрать, обработать в несколько этапов на специализированных предприятиях, а лишь затем приступать к их переработке в конечный продукт. То есть тут нет универсальных строений, которые делают все и сразу.

Жители, в свою очередь, имеют собственные хозяйства. И именно вы выбираете размер их территорий. Советую сразу строить так, чтобы была зона для среднего огорода. Впоследствии простолюдины смогут выращивать аграрные культуры у себя на участках и заниматься различными производствами. Для последнего территория будет расширяться за счёт пристроек.

Игра с каждой минутой наращивает темпы. Изначально все происходит медленно и неспешно. По мере появления новых хозяйств запросы людей будут будут пропорционально расти. Им будет требоваться больше воды, пищи, припасов и так далее. Но вместе с этим разрастаются и ваши производственные мощности.

Каждое хозяйство можно прокачивать, чтобы оно приносило не только больше ресурсов, но и дохода. Но про экономику поговорим позже. Соответственно, для прокачки нужно угождать их хотелкам. Например, кому-то может потребоваться корчма, а кто-то захочет более широкий выбор одежды на рынке.

Вместе с хозяйствами растет и уровень вашего региона. Для него предусмотрена отдельная ветка развития, где можно открывать новые технологии, вроде увеличенной привязи для волов или кольчуги для кузнецов. Либо начать производство меда на своих владениях.

Здесь нужно следить за всеми показателями

Разнообразие ресурсов в игре огромное. Разработчик заявляет о 68 типах. Лично не пересчитывал, но охотно верю в эту цифру. Сюда входит не только еда, но припасы для строительства, добычи, переработки, боеприпасов и так далее.

Люди тоже учитываются раздельно. Одна единица для того или иного «мероприятия» — это одна семья, состоящая, как правило, из трех человек. Потом к ним будут присоединяться их родственники в ходе расширения поселения/города. Каждый член семьи имеет собственное имя, статус и казну. Вы можете проследить его полный рабочий день с утра до вечера.

За припасами тоже можно и нужно следить. Они тесно связаны с окружающими условиями. Например, брошенные на землю дрова могут отсыреть во время дождя, а еда без амбара попросту испортится. Итог: вы теряете драгоценные ресурсы, люди страдают и покидают поселение/умирают.

Указанные выше семьи делятся на занятых и не занятых. Лучше всего иметь хотя бы парочку семей в запасе для небольшого поселения и около десятка в городе. Они будут заниматься доставкой припасов, включая стройматериалы и еду, а также непосредственно строительством новых и улучшением имеющихся зданий.

Следить нужно тут и за духовностью народа, потому что она напрямую влияет на поддержку вас в качестве лидера. Конечно, на это влияет и куча других факторов, но это в том числе, так что озаботьтесь наличием церкви в самом начале. Она же поможет вам и в ситуации, когда на полях сражений останется много трупов, которые необходимо захоронить (для врагов есть и отдельная трупная яма).

На жизнь вашей деревни влияют и сменяющие друг друга времена года. И этот фактор тоже может стать критическим. Например, ягоды в лесах растут во все сезоны, кроме зимы. Так что ими стоит запастись заранее. И они не бесконечные, у них тоже есть свой лимит. Тут важно соблюдать баланс, чтобы затем не остаться ни с чем. А дрова сжигаются быстрее для обеспечения отопления в холода.

Понятное дело, что и в зависимости от сезона людям нужно менять работу. Зимой они, к примеру, не смогут собирать ягоды и выращивать зерновые культуры, так что их можно направить на склады или добычу дерева. Вариантов может быть очень много.

Про армию и экономику

Животные в город сами по себе не приходят, их нужно закупать в Фактории или на рынке скота. Для этого нужно выстраивать торговые пути и налаживать отношения с соседями, чтобы запрашивать требующиеся вас ресурсы и людей. Также можно будет покупать наемников, но для их обеспечения требуется золото, которое можно добывать из налогов или в ходе торговли.

В целом, здесь все держится на торговых отношениях. На них влияют как ваши взаимоотношения с другими лордами, так и безопасность дорог. Тот же торговый караван могут перехватить разбойники, которые периодически совершают набеги на поселения.

Самое интересное начинается, когда вы захватываете (или добываете дипломатическим путем) чужие территории. Там вам открываются новые торговые пути и возможности для перевозки/передачи ресурсов.

Для захвата игровых зон нужно зарабатывать очки влияния, добываемые из сражений и налогов.

Что касается битв, то на них либо нанимаются наемники на зарплате, либо формируются дружины из местных мужиков. Для них нужно производить доспехи и оружие, которые ломаются (не всегда) после битв. Битвы выглядят они хорошо, но ничего особенного. В целом, за ходом противостояния можно следить в реальном времени и отправлять подмогу, регулируя число и тип воинов и их направления (здесь и работает элемент RTS).

Осад замков нет, но вероятно их добавят в будущем. Пока можно лишь построить эти самые замки, полностью выбрав дизайн и размер прилегающих к ним территорий. Даже стены вручную придется выстраивать.

Всем юнитам можно отдавать команды, вроде удержания позиций, атаки, штурма, менять ширину строя и так далее. В общем, базовый набор присутствует.

Очень хорошая игра, но многое еще нужно доработать

Те же самые сражения простые, хоть и эффектные. Экономика местами хромает, а деньги могут появиться багами из воздуха.

По части оптимизации у меня вопросов не возникло вообще. Даже на старенькой 1070 Ti игра выдает стабильные 40–50 FPS на ультранастройках в 1440p.

А ещё бонус. Вы можете не просто приблизить камеру, но и даже пробежаться по своему поселению в роли владыки от третьего лица. Лайк.

В целом, это крутой градостроительный симулятор с огромной свободой действий. И я его рекомендую к ознакомлению всем фанатам жанра.

iphones.ru прочитано 3482 раза