На наскальных рисунках в Зимбабве нашли музыкальные инструменты
Наскальное искусство — один из самых надежных источников музыкальной археологии. Оно позволяет реконструировать музыку и звукоизвлечение людей в прошлом. При этом исследований, изучающих эту тему, мало. Ученые из Университета Витватерсранда решили исправить это и задокументировали изображения древних музыкальных инструментов в Зимбабве, сообщает Phys.org.
На востоке страны наскальное состоит из двух основных типов: тонко выполненные рисунки охотников-собирателей народа сан и изображения, которые приезжие фермеры нанесли пальцами. Команда анализировала только первый тип. После идентификации инструменты были разделены на четыре типа по системе Хорнбостеля-Сакса: идеофоны, мембранофоны, хордофоны и аэрофоны.
Чтобы точно идентифицировать изображенные предметы как музыкальные инструменты, исследователи тщательно анализировали позы играющих фигур. Например, для игры на флейте характерно положение рук, когда музыкант держит инструмент у рта, направляя в него воздушную струю. А во время игры на погремушках человек держит предмет в виде груши или тыквы, сгибая кисти под углом, чтобы создать вибрацию и звук.
Ученые идентифицировали погремушки, барабаны, трубы, флейты и вихревые аэрофоны. Выбор инструментов различался в зависимости от региона. Например, в Зимбабве не было изображений ножных погремушек, которые часто встречаются в южноафриканском искусстве. Также отсутствовали музыкальные луки, характерные для других регионов южной Африки. Это различие может быть связано с культурными особенностями групп, создававших рисунки.
Изображения часто сопровождаются характерными трансовыми мотивами — это гибриды человека и животного, неестественные позы, приподнятые волосы и другие сюрреалистические элементы. Шаманы народа сан исполняли трансовые танцы для исцеления и других целей. Музыкальные инструменты, особенно барабаны и погремушки, играли важную роль в этих ритуальных практиках. А трубы и флейты, как правило, служили для развлечения.
Наблюдались и гендерные различия. Погремушки изображались как в руках представителей обоих полов. Однако трубы и флейты ассоциировались преимущественно с мужчинами. Согласно этнографическим данным, женщины народа сан чаще пели и хлопали в ладоши. Эти наблюдения указывают на существование определенных ролей и культурных норм, связанных с музыкой.
Ранее в Европе обнаружили самые высокие в Европе наскальные рисунки. Рассказали, где их нашли.
HI-TECH@Mail.Ru прочитано 9769 раз