Годовщина падения Тунгусского метеорита: раскрыты новые факты

Ранним утром 30 июня 1908 года над бассейном реки Енисей пролетел огромный огненный шар, который затем взорвался на высоте около 10 километров над незаселенным участком тайги. Мощность этого взрыва была такова, что в радиусе 2000 километров был повален весь лес, а ударную волну зафиксировали сейсмические лаборатории по всей планете.

Экспедиции, отправленные к месту взрыва, не обнаружили сколько-нибудь значительного количества метеоритного вещества. Это породило множество невероятных теорий произошедшего: вплоть до того, что Тунгусский метеорит на самом деле был черной микродырой, которая столкнулась с нашей планетой. Однако специалисты NASA провели компьютерную симуляцию, которая убедительно показывает, что произошедшее — наверняка результат «деятельности» метеорита.

Поваленные деревья в районе падения метеорита. Фото: STSTW Media
Поваленные деревья в районе падения метеорита. Фото: STSTW Media

Астрофизики просчитали 50 миллионов вероятных сценариев пролета небесного тела и его взрыва. Согласно расчетам, диаметр метеорита составлял около 80 метров, а мощность взрыва оценили от 10 до 30 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Для сравнения, мощность взрыва бомбы «Малыш», сброшенной на Хиросиму, оценивается в 13—18 килотонн. Известно, что взрывной волной был повален лес на площади 2 тыс. 100 кв. км. В радиусе 200 км были выбиты стекла некоторых домов. После падения началась магнитная буря, которая длилась пять часов.

Число пострадавших от падения Тунгусского метеорита не превышает 30 человек. Это большая удача, взрыв произошел над совершенно безлюдной местностью. Также в NASA дали обнадеживающий прогноз: подобные массивные космические объекты падают на Землю раз в несколько тысячелетий, а не раз в несколько столетий, как предполагали ранее.

Загадки, которые не раскрыты

Одним из необъяснимых явлений до настоящего времени остается феномен временного сдвига. Он вошел в историю, как «Тайна тунгусского времени». На месте катастрофы отмечали нарушение хода часов — как механических, так и электронных.

Ореольный бурелом вокруг места взрыва Тунгусского феномена. Фотография из журнала
Ореольный бурелом вокруг места взрыва Тунгусского феномена. Фотография из журнала «Вокруг света», 1931 год. Оригинальное фото сделано в мае 1929 (Фото: общественное достояние)

Весной 1930-го года ученый Константин Янковский обнаружил крупный камень в ущелье водопада Чугрим. Данный камень имел сотовую структуру и был довольно громадных размеров, однако спустя некоторое время исчез безвозвратно.

Спустя 42 года исследователь Джон Анфиногенов обнаружил кварцитовую глыбу практически в центре ущелья, состоящую из небольших кристаллических пород светло-серого цвета общим весом около 10 тонн. Эту находку назвали «Камень Джона». Глыба имела следы высокоскоростного движения по поверхности местных пород, и сам Анфиногенов утверждал, что он отыскал тот самый «камень Янковского».

Метеоритов было два?

Подробнее Топи реки Тунгуски, в районе которых предположительно упал метеорит. Журнал «Вокруг света», 1931 год (фото: общественное достояние)
Подробнее Топи реки Тунгуски, в районе которых предположительно упал метеорит. Журнал «Вокруг света», 1931 год (фото: общественное достояние)

В 2018 году ученые взяли пробы донного ила в озере Заповедное, которое находится в 60 км от эпицентра взрыва. Они обнаружили высокую концентрацию редкоземельных элементов в слое, соответствующем 1908 году. Это косвенно подтверждает предположение о том, что Тунгусский метеорит в полете раскололся на две части. Одна часть упала в 20 км к западу от села Ванавара (то самое место, вошедшее в историю), вторая ударилась о Лакурский хребет, возле которого расположено озеро Заповедное.

HI-TECH@Mail.Ru прочитано 3273 раза