Что лучше — автомат или вариатор? Простой вопрос и неочевидный ответ

08.12.2022, 15:29
У каждого вида трансмиссии по 3 преимущества. В зависимости от типа автомобиля, преимущество может быть как на стороне CVT, так и АКПП.
Рома Назаров
Что лучше — автомат или вариатор? Простой вопрос и неочевидный ответ
Формально, эти устройства — разные варианты коробки передач (КПП).

Оба предназначены для того, чтобы подстраивать скорость вращения двигателя под скорость вращения колёс. Если не вдаваться глубоко в технику, то разницу можно объяснить следующим образом:

  • в вариаторе, или CVT, работает стальной ремень на двух шкивах. Эти шкивы устроены таким образом, что их диаметр может плавно меняться.в вариаторе.
  • в автоматической коробке передач вместо ремня есть набор шестерёнок. В зависимости от выбранной передачи, работают либо одни шестерни, либо другие.
Наверное, это самый наглядный способ показать разницу между автоматом (слева) и вариатором (справа). Honda

Вариатор — более современное устройство. На массовые автомобили их стали ставить примерно на полвека позже, чем коробки-автоматы. Рано или поздно первый полностью вытеснит автоматы — или обоих вытеснят электромобили. Но сейчас обе трансмиссии имеют свои преимущества и недостатки.

Преимущества вариатора

  • Плавная смена скоростей. Точнее, её полное отсутствие. Автомобиль разгоняется плавно и ровно, без рывков. Большинству водителей нравится комфорт, даваемый трансмиссией CVT.
  • Экономичность. Вариатор может всё время поддерживать оптимальную частоту вращения двигателя, на которой тот расходует меньше всего топлива.
  • Низкая цена, поскольку в производстве вариатор дешевле.

Преимущества автомата

  • Скорость реакции на педаль газа. Если на машине с вариатором утопить тапку в пол, вы почувствуете… ничего. Двигатель отреагирует с запозданием, поскольку CVT нужно некоторое время, чтобы резко поменять передаточное число, поэтому вариаторы на спортивные авто не ставят. Особенно разница заметна, если сравнивать вариатор с современными многоскоростными АКПП. 
  • Буксировка прицепа. Вообще при работе под высокой нагрузкой вариатор быстро изнашивается. И тогда наступает…
  • … дорогостоящий ремонт. Стоимость ремонта АКПП существенно ниже.
Буксировка — стихия традиционных КПП с шестернями. PxHere

То есть, выбор заметно зависит от типа автомобиля. На суперкар, автомобиль полиции или серьёзный внедорожник лучше подходит традиционная КПП, а для семейного кроссовера или городской малолитражки однозначно вариатор.

Было полезно? Поставьте лайк.

Популярная Механика прочитано 3077 раз