Быть беспилотникам или не быть: как санкции повлияют на развитие беспилотного транспорта в России

12.08.2022, 16:26
В России разработки технологий для беспилотного транспорта начались еще в 2015 году. Первые автономные авто появились уже в мае 2017 года, когда был построен полигон для тестирования беспилотных автомобилей на базе технопарка «Калибр», на котором начались первые тест-драйвы Matrёshka — Volgabus. Первыми регионами для пилотного запуска автономных авто на проезжих частях России стали Москва и Татарстан, позже этот список пополнили еще 11 регионов. В этом году на дорогах нашей страны ожидается появление беспилотных грузовиков и трамваев.
Алексей Тузов
Быть беспилотникам или не быть: как санкции повлияют на развитие беспилотного транспорта в России

На вопрос о том, пересядут ли россияне на автономные автомобили, ответил независимый эксперт в транспортной отрасли Алексей Тузов.

Ожидается, что к 2035 году беспилотные автомобили могут составить до 25% от всех продаж новых авто в мире. Сейчас в России шесть компаний и один ВУЗ занимаются разработкой технологий для автономного транспорта, при этом РФ входит в тройку лидеров по уровню развития беспилотных технологий наравне с США и Китаем. В этих странах на проезжих частях тестируются несколько сотен беспилотников, а в некоторых городах работают сервисы робо-такси: в Сан-Франциско, Пекине. В скором времени они должны появиться и в России — беспилотное такси будет передвигаться по районам около станций метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк». Зона выбрана не случайно — в перечисленных районах хорошая дорожная инфраструктура. В январе 2022 года Правительство РФ утвердило алгоритм экспериментального правового режима (ЭПР) для запуска беспилотных такси. Отсутствие четкого законодательства в вопросах эксплуатации автономных авто долго сдерживало развитие этого сегмента. 

Основное преимущество беспилотного транспорта заключается в том, что его использование позволит сократить число дорожно-транспортных происшествий, уменьшить сроки доставки грузов и сократить стоимость грузоперевозок. Кроме того, технология позволит решить вопрос с дефицитом профессиональных водителей. 

Направление «Москва-Санкт-Петербург» постоянно загружено, так как является одним из наиболее популярных маршрутов. Поэтому осенью 2022 года именно по этой трассе поедут первые робо-фуры с грузами, которым не придется останавливаться.  Около 20 российских компаний примут участие в проекте: половина из них — производители автономного транспорта, а другие — разработчики сенсорных устройств для безопасной эксплуатации автономных авто. 

Как санкции повлияют на внедрение беспилотников?

Высокая стоимость автономных автомобилей станет одним из препятствий для увеличения спроса на них среди логистических компаний агрегаторов такси, а также муниципальных властей. На сегодняшний день ориентировочная цена на беспилотники составит около 14,5 млн рублей, что в 2 раза больше обычного тягача. Автономная модель Tesla стала дороже на 12 000 долларов за счет дополнительной технологии для беспилотного вождения.

На сегодняшний день беспилотные технологии в России внедряются во все виды транспорта: на суше, на воде и в воздухе. Благодаря внесению поправок в законодательство и быстрому развитию автономных автомобилей наша страна в долгосрочной перспективе может стать одним из крупнейших игроков на мировом рынке беспилотников. При этом санкции могут замедлить рост российского рынка, так как большинство комплектующих необходимо заменять отечественными или китайскими аналогами, а на это потребуется время, чтобы отладить логистические цепочки и запустить собственное производство.

Популярная Механика прочитано 6210 раз