Астероид Рюгу раскрыл секреты зарождения жизни на Земле

Образцы грунта, принадлежащего астероиду Рюгу. Их доставил на Землю японский космический аппарат «Хаябуса-2»

Зонд «Хаябуса-2» доставил на Землю инопланетную полезную нагрузку в декабре 2020 года. Речь идет о 5,4 грамма грунта и пыли. Их собрали во время двух операций по приземлению на астероид. Предыдущий анализ выявил самый старый из когда-либо идентифицированных космических материалов. Новое исследование раскрыло больше секретов Рюгу.

Что обнаружили ученые

Международная группа исследователей под руководством Университета Хоккайдо в Японии проанализировала образцы с помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии в сочетании с масс-спектрометрией высокого разрешения с ионизацией электрораспылением. Этот мощный инструмент позволяет проводить анализ сложных веществ на молекулярном уровне, особенно азотистых оснований, что, в частности, искали исследователи, пишет New Atlas.

Нуклеооснование представляет собой соединение, содержащее азот, которое может образовывать нуклеозиды  компонент нуклеотидов, которые, в свою очередь, являются частью ДНК и РНК. Нуклеооснования в ДНК представлены цитозином, гуанином, аденином и тимином. Урацил есть в РНК, которая содержит инструкции по созданию живых организмов. Эти пять азотистых оснований называются «каноническими», поскольку они являются фундаментальными единицами генетического кода.

Ученые ранее находили азотистые основания и витамины в некоторых метеоритах, богатых углеродом, но всегда оставался вопрос о загрязнении в результате воздействия земной среды. Поскольку космический корабль «Хаябуса-2» собрал два образца непосредственно с астероида Рюгу и доставил их на Землю в герметичных капсулах, загрязнение можно исключить.

Ясухиро Оба

один из автор исследования
2521338

«Хаябуса-2» и астероид Рюгу. Фото: JAXA, ISAS

Исследователи считали, что в случае обнаружения азотистых оснований можно будет лучше понять их роль в добиотической эволюции, то есть в той стадии эволюции, которая, как предполагается, имела место до появления жизни на Земле.

Анализ образцов астероида показал наличие урацила, помимо никотиновой кислоты, также известной как ниацин (форма витамина B3), и других азотсодержащих органических соединений.

«Мы обнаружили урацил в образцах в небольших количествах, в диапазоне от 6 до 32 частей на миллиард (ppb), в то время как витамина B3 было больше, в диапазоне от 49 до 99 частей на миллиард, — говорит Оба. — В образце были найдены и другие биологические молекулы, в том числе ряд аминокислот, аминов и карбоновых кислот, которые присутствуют в белках и метаболизме соответственно».

Соединения, обнаруженные исследователями, похожи, но не идентичны соединениям, обнаруженным ранее в метеоритах.

2521339

Астероид Рюгу в космосе. Фото: JAXA

Выводы

Азотсодержащие соединения, вероятно, образовались из более простых молекул, таких как аммиак, формальдегид и цианистый водород. Хотя эти молекулы не были обнаружены в образцах Рюгу, они существуют во льду, найденном на кометах. Исследователи считают, что Рюгу мог возникнуть в условиях низкой температуры, как комета или другое планетарное тело. Полученные данные проливают больше света на эволюционную историю жизни на Земле, особенно на роль, которую в ней сыграла РНК.

«Обнаружение урацила в образцах из Рюгу придает силу современным теориям об источнике азотистых оснований на ранней Земле», — уточняют японские специалисты.

Исследовательская группа надеется сравнить свои результаты с результатами, полученными из образцов, собранных исследовательским кораблем NASA OSIRIS-REx, который должен быть доставлен на Землю в сентябре 2023 года. OSIRIS-REx был отправлен для сбора образцов с другого углеродистого астероида под названием 101955 Бенну в 2020 году.

Посмотрите, какие странности таит в себе космос:

Хотите первыми узнавать о «космических» новостях — жмите на кнопку подписки

HI-TECH@Mail.Ru прочитано 4983 раза