«Джеймс Уэбб» впервые заглянул внутрь экзопланеты: что было внутри

WASP-107 b — мир размером с Юпитер, масса которого составляет лишь десятую часть массы этой планеты.
WASP-107 b — мир размером с Юпитер, масса которого составляет лишь десятую часть массы этой планеты.Источник: Roberto Molar Candanosa / Johns Hopkins University

Приборы «Джеймса Уэбба», мощнейшего космического телескопа современности, позволили изучить внутренности далекой экзопланеты под названием WASP-107 b. Окутанная раскаленной атмосферой, гигантская планета пышная, словно хлопок. Она вращается вокруг звезды на расстоянии около 200 световых лет от нас, пишет EurekAlert.

«Заглянуть внутрь планеты, находящейся на расстоянии сотен световых лет, кажется почти невозможным, но когда вы знаете массу, радиус, состав атмосферы и температуру ее недр, у вас есть все необходимое, чтобы получить представление о том, что находится внутри, — комментирует ведущий автор исследования Дэвид Синг, заслуженный профессор наук о Земле и планетах в Университете Джонса Хопкинса. — Теперь мы можем изучить подобным образом множество газовых планет в различных системах».

Исследование показало,  что на планете в тысячу раз меньше метана, чем ожидалось. При этом ядро WASP-107 b ​​в 12 раз массивнее, чем у Земли. Несмотря на то, что на ней есть метан — строительный блок жизни на Земле, — планета не считается пригодной для жизни из-за близости к родительской звезде и отсутствия твердой поверхности.

Иллюстрация WASP-107 b показывает турбулентное перемешивание атмосферы внутри газовой оболочки планетыИсточник: Roberto Molar Candanosa / Johns Hopkins University

«Мы хотим посмотреть на планеты, более похожие на газовых гигантов нашей Солнечной системы, в атмосфере которых много метана, — уточняет Синг. — Именно здесь история WASP-107 b стала действительно интересной, потому что мы не знали, почему уровень метана был таким низким».

Новые измерения метана предполагают, что молекула трансформируется в другие соединения по мере движения вверх из недр планеты. Скорее всего, это происходит в процессе взаимодействия со смесью других химических веществ и звездным светом в верхних слоях атмосферы. Команда также измерила диоксид серы, водяной пар, углекислый газ и угарный газ и обнаружила, что WASP-107 b содержит больше тяжелых элементов, чем Уран и Нептун.

Ученые предположили, что завышенный радиус планеты возник из-за источника тепла внутри. Объединив физические модели атмосферы и внутреннего строения с данными «Джеймса Уэбба» по WASP-107 b, специалисты выяснили, как термодинамика планеты влияет на ее наблюдаемую атмосферу. Оказалось, горячее ядро планеты меняет химический состав газов на глубине и вызывает сильное конвективное перемешивание, поднимающееся изнутри планеты. Это тепло изменяет химический состав газов, приводит к разрушению метана и образованию повышенного количества углекислого и угарного газов.

Сейчас исследователи стремятся узнать, что именно может поддерживать температуру ядра WASP-107 b. Они хотят проверить, растягивается ли планета своей звездой и может ли этот процесс объяснить ее температурную загадку.

Ранее ученые нашли в космосе возможные признаки сверхразвитых внеземных технологий.

HI-TECH@Mail.Ru прочитано 2254 раза