Польза как проклятие: особенности самовосприятия IT-специалистов

Всем привет! Меня зовут Сергей и я практикующий психолог.

Дисклеймер: В силу подхода к работе так сложилось, что обычно я консультирую людей интеллектуального труда. В последний год это преимущественно управленцы и сотрудники IT-сферы. Это люди, которые всю жизнь решали любые проблемы «через голову». Такой подход неизбежно накладывает отпечаток на личность и внепрофессиональную жизнь. Минимизацией негативных последствий таких особенностей я занимаюсь. И в рамках статей на данном ресурсе занимаюсь обобщением своего профессионального опыта и дать полезную информацию.

Кстати, о пользе. Я задам вам всего один вопрос: «Кто вы без своей работы?».

Не мог удержатьсяНе мог удержаться

Перефразируя, можно спросить иначе: «Если вы не сможете приносить пользу, то в чём ваша ценность?».

Если необходимо привести более конкретный пример, чтобы вжиться в него, то можете представить старость, немощность, паралич, психиатрическое заболевание, деменцию, резкую смену рынка…

Так что, есть ли ответ? И не просто ответ, а ответ, который вас устраивает и не загоняет в экзистенциальную яму? Пока вы размышляете, прочитайте список типичных ответов на данный вопрос:

Если я не смогу приносить ценность, то нет смысла жить.
Если я не проношу пользу, то просто копчу небо.
Без пользы я не могу оправдать своё существование.
Без пользы нет смысла.
А зачем тогда это всё?
Тогда я просто никто.

Насколько у вас это отзывается? И насколько ваши ответы будут совпадать с приведенными выше вариантами? Если у вас свой ответ, который вас устраивает, баста, можете дальше не читать. Все сомневающиеся — продолжайте.

По итогу, всегда есть блок, после изъятия которого башня рушитсяПо итогу, всегда есть блок, после изъятия которого башня рушится

Сперва про опасность подобного подхода. С точки зрения важности это сопоставимо с отсутствием бэкапов, потому что если что-то произойдёт (например, что-то из вышеперечисленного), то всё (читай: смысл жизни) рухнет. Я не айтишник, поэтому, надеюсь, мне подскажут более корректную аналогию, которую я бы мог забрать себе для дальнейшего использования.

Когда это выстреливает? Обычно в нормативные возрастные кризисы.

Нормативные кризисы развития — переходные этапы возрастного развития, занимающие место между стабильными (литическими) возрастами.

Несмотря на множество интерпретаций кризиса, в данном контексте нужно понять вот что: нормативный кризис подводит некий итог прожитого периода и ставит задачи на следующий. И тяжесть кризиса напрямую связана с соответствием реальности имеющемуся жизненному плану, а также скоростью формирования инструментов для успешного проживания следующего этапа.

Но тут есть свой подвох. Если вы думаете, что можно «перетерпеть» кризис и дальше просто жить, то так не получится. Если возрастная задача не решается в кризис, то она выстреливает в следующий. Следовательно, переживание следующего кризиса усложняется.

Ради примера возьмём ситуацию. В кризис подросткового возраста Гипотетический Геннадий никак не мог научиться общаться с ребятами своего и противоположного пола, поэтому страдал от одиночества. Но сложный период закончился, он выбрал профессию, закончил университет, задул 30–35 свечек на торте. И вроде бы всё достаточно хорошо. Да, по работе хотелось бы повышение, да и квартиру побольше. Но, объективно, всё неплохо. Кажется, что есть все предпосылки для успешного преодоления кризиса. Но нет, вопрос одиночества, «забитый» в подростковом периоде, выстреливает с новой силой и усугубляет переживания.

И это позитивный вариант, когда текущий кризис не ставит сложных задач. А если задачи кризисов наслаиваются, то человеку будет действительно непросто их решить скопом.
Для полноты картины стоит упомянуть, что кризисы бывают не только нормативные, но и ненормативные — например, увольнение, провал бизнеса, потеря денег и т.д.

Как же этот механизм запускается?Как же этот механизм запускается?

Почему такое восприятие возникает? Для дальнейшего понимания следует усвоить вот что — в психике практически нет однозначно дезадаптивных моделей мышления и поведения, потому что абсолютно дезадаптивные ничем не поддерживаются и исчезают. То есть, каждая имеет место быть эффективной в какой-то ситуации. Обычно, достаточно узкой. Но применяется в широком спектре ситуаций. Это и приводит к сложностям.

Обычно у управленцев и IT-специалистов (мы же еще помним, про кого говорим?) есть три важные предпосылки:

  1. Воспитание. Зачастую у таких людей родители тоже являются носителями идеи пользы. Плюс, идёт похвала за результат. Мальчикам говорят, что «мужчина проявляется делами». Девочкам, что «кому ты нужна, если не можешь пуговицу пришить/борщ сварить/что-то еще сделать?». Лень представляется как порок и грех, а работа — как неизменное благо;

  2. Самооценка. Если человек считает, что ценен не он сам, а его функции и возможности, то для него польза является необходимым условием комфортной жизни.

  3. Работа с объективной и измеримой реальностью. Когда вы постоянно взаимодействуете с цифрами и фактами, то постепенно начинается отторжение неизмеримых и аморфных субстанций вроде эмоций и чувств;

Теперь поговорим про поддержание модели. Давайте представим человека, который запрещает себе лениться, много работает и вкладывает сил в своё будущее. К чему это приводит? Вероятно, к определенным успехам. Успехи подкрепляются общественным одобрение (в т.ч. и родительским). Модель закрепляется. Остальные идеи уходят на второй и даже третий план.

Гипотетический Геннадий проклинает компьютерный стул, который забрал у него жизньГипотетический Геннадий проклинает компьютерный стул, который забрал у него жизнь

Теперь к самому главному — а что с этим делать? Как не класть яйца в одну корзину? Сама главная рекомендация — обратиться в специалисту, это эффективнее самопомощи. Если же вы желаете разобраться самостоятельно, то вот несколько способов:

  1. Разобраться, а что вы и другие люди в вас ценят, кроме пользы. Это можно достичь банальным опросом вроде: «Что тебе во мне нравится?», «На чем основана наша дружба?», «Почему нам хорошо вместе?». Помните, как некоторые из нас вели в детстве дневники друзей и там анкеты заполняли? Пора освежить знания! :)

  2. Понять, а что для вас важно в жизни? Какие ценности действительно являются ценностями? Более подробно разбирал это в четвертом «Что в голове у программиста?».

  3. Выясните, а что вы цените в других людях? Что для вас имеет значение? На чем строится близость?

  4. Признайтесь, а любите ли вы себя? Это не праздный вопрос. Вы человек или человек-функция? Как это можно понять: анализируйте свои чувства во время отдыха, расслабления, в общем, в любые «бесполезные» моменты, на наличие чувства вины. Это явный маркер.

  5. Подумайте о том, как вам нужно построить жизнь и мышление, чтобы вы могли быть счастливы, не принося пользу. Составьте план. А потом еще один. И еще. Чем больше вы сможете найти вариантов счастливой «бесполезной» жизни, тем проще будет вам выйти из этой парадигмы.

Каждый из вас, читающих эту статью, достоин быть счастливым просто потому что вы есть. Больше не нужно причин и оправданий для счастья.

Постдисклеймер. Как и раньше, это не претендует на истину в последней инстанции. Это только мой профессиональный опыт и мой взгляд. Не истина в абсолюте.

С уважением Сергей Максимов.
Психолог.

P.S. Если вам интересно разобраться в вопросе чуть глубже, то вот ссылки на статьи схожей тематики:
часть 1
часть 2
часть 3
часть 4

Habrahabr.ru прочитано 158955 раз