[Перевод] Compaq — самый продаваемый бренд персональных компьютеров в конце 1980-х и в 90-е годы

image

Компьютеры наконец-то совершили большой прорыв в размерах, от устройств, занимавших целую комнату, до чего-то, такого, что могло поместиться на столе, но это все еще было далеко до портативности. Трое предпринимателей в 1982 году решили, что хотят изменить мир.

Начав с $3000, Род Канион, Джим Харрис и Билл Мурто основали небольшую компанию под названием Compaq. Название представляло собой комбинацию из слов «совместимость»(compatibility) и «качество»(quality).

Название олицетворяло концепцию компании, которая заключалась в том, чтобы противостоять бизнес-гиганту, известному как International Business Machines (IBM). В основе идеи было создание такого же мощного настольного ПК, как и у конкурентов, но в более компактном и портативном внешнем виде.
image
Впервые компания вышла на рынок в 1983 году с портативным компьютером Compaq Portable.

Он был примерно такого же размера, как типичные компьютерные башни, которые используются сегодня, но это было «все в одном», так как содержал все необходимое для работы в дороге, включая 9-дюймовый монохромный монитор и вынимающуюся клавиатуру. Все устройство помещалось в отсек для ручной клади в самолете, именно это и было целью Compaq.

Работал Compaq Portable на процессоре Intel 4.77MHz 8088, имел 128k оперативной памяти и два варианта конфигурации для хранения данных — либо два двусторонних 5.25-дюймовых флоппи-дисковода двойной плотности (360KB), либо один флоппи-дисковод и 10MB жесткий диск. Он работал под управлением MS-DOS с фирменной BIOS под названием Compaq DOS 1.13.

image
Компьютерная техника для нас стала настолько обыденностью, что даже те, кто помнит времена первых технологий, с удивлением оглядываются назад, чтобы понять, как же далеко мы шагнули всего за 40 или 50 лет.

Compaq Portable дебютировал с весьма внушительной ценой — около $3600. Эта система была не по карману среднестатистическому покупателю, но она стала настоящей находкой для представителей бизнеса, которые постоянно находятся в командировках. В первый год Compaq продал более 53 000 устройств, получив рекордный доход в $111 млн. Рекордные продажи продолжались: в 1983 и 1984 годах продажи портативных ПК составили $329 млн. и $504 млн.

Динамика первых нескольких лет сделала Compaq лидером в индустрии ПК. В 1986 году компания побила еще один рекорд, став самой молодой компанией, вошедшей в список Fortune 500, сразу после выхода Compaq Portable II. К 1987 году выручка стартапа превысила $1 млрд. В это время один из основателей, Билл Мурто, покинул пост старшего вице-президента по продажам. Несмотря на его уход, компания продолжала развиваться.

Во многом успех Compaq был достигнут благодаря руководству Рода Кэниона. Кэнион создал уникальную культуру в компании, которая привлекала лучших специалистов в индустрии. К 1991 году объем продаж Compaq превысил $3 млрд, и компания занимала пятое место по доле рынка.

image

Тем не менее, 1991 год выдался сложным для компании. Разногласия между генеральным директором Кэнионом и советом директоров привели к отставке Кэниона, его соучредителя и вице-президента по техническим вопросам Джима Харриса.

Конфликт возник отчасти потому, что на рынок вышли конкурирующие компании, такие как Dell, AST Research и Gateway, предлагая менее дорогие альтернативы компьютерам Compaq. Прирост компании упал до 4% относительно 7% в среднем по индустрии.

Совет директоров хотел что-то изменить, но Кэнион настаивал на том, чтобы и дальше заниматься тем, что принесло компании известность — продавать высококачественные компьютеры для бизнеса корпоративным дилерам с большой маржой прибыли. После того как Compaq понес первые квартальные убытки в размере $71 млн., а акции компании упали более чем на 66%, Кэнион был отстранен от должности. Харрис и четверо других руководителей с большим стажем работы последовали за ним спустя пять недель.

Главный исполнительный директор Экхард Пфайффер стал новым генеральным директором и повел компанию в новом направлении. До этого момента Compaq фокусировалась на маркетинге и производстве таких систем, как DeskPro и SystemPro, предназначенных для корпоративного рынка.

Замысел Пфайффера состоял в том, чтобы выпустить доступные ПК для обычных покупателей. Первым из них был Compaq Presario. Compaq Presario был одним из первых пользовательских ПК, который продавался по цене менее $1000, и это был настоящий успех.

image

Чтобы достичь таких низких цен, Compaq стала первой из крупных компаний, производящих ПК, которая начала использовать чипы от AMD и Cyrix, что в итоге стало стандартом в индустрии. Эта новая стратегия спровоцировала ценовую войну, в результате которой несколько конкурентов, включая Packard Bell и AST Research, оказались не у дел. Кроме того, Compaq переместился с третьего места после Apple в 1993 году на второе место среди самых крупных производителей ПК. IBM по-прежнему занимала первое место, но недолго.

К 1994 году Compaq превзошла короля бизнес-машин. Опять же, во многом этот успех был связан со снижением стоимости продуктов. Однако царствование Compaq было недолгим после череды неудачных решений о расширении бизнеса.

В 1989 году компания начала производство принтеров, и они получили хорошие отзывы, но Пфайффер не чувствовал, что у Compaq достаточно ресурсов, чтобы конкурировать с королем принтеров Hewlett Packard, занимавшим в то время 60% рынка. В 1994 году Compaq продала свое подразделение по производству принтеров компании Xerox всего за $50 млн.

image

Compaq Presario CDS 524 (вверху) и Compaq Presario 2240 (внизу): пример стандартного домашнего компьютера 1990-х годов.

image

В 1995 году Compaq попыталась войти в сетевой бизнес, приносящий $4 млрд. в год, заключив партнерство с Cisco. Пфайффер потратил много сил и ресурсов, создавая отдел сетевых технологий.

С 1997 года компания Compaq начала, как казалось, скупать все подряд. Сначала она приобрела компанию Tandem Computers за $3 млрд. Затем быстро последовала покупка Microcom в том же году, а в 1998 году — NetWorth, чтобы усилить свое сетевое направление.

До конца 1998 года компания приобрела легендарную корпорацию Digital Equipment Corporation (DEC) за рекордную сумму в $9,6 млрд. Выкуп DEC стал крупнейшим слиянием в истории компьютерной индустрии, но это решение оказалось очень неудачным.

На бумаге Digital должна была дать Compaq преимущество для завоевания авторитета на рынке высококачественных решений для корпораций и предприятий, но на деле этого так и не произошло. Новая дочерняя компания имела подразделение по производству чипов, однако Compaq не была заинтересована в выпуске микросхем или в конкуренции с Intel, а чипы DEC не были совместимы с ее компьютерами.

Кроме этого, DEC производила мини-компьютеры, в чем Compaq также не была заинтересована. Корпоративный консалтинг был еще одним из прибыльных подразделений Digital, но просто не был нужен Compaq. Таким образом, это было неудачное приобретение.

image
Compaq. Изображение: Раймонд Спеккинг

Приобретение DEC, пожалуй, стало началом конца для Compaq. Как это бывает, когда одна компания поглощает другую, происходит конфликт рабочих коллективов. В результате произошло большое количество увольнений, и моральный дух компании упал. В результате этой кадровой встряски были сорваны сроки и выпущены некачественные продукты. Компания поставила слишком много оборудования розничным торговцам, которые в результате были вынуждены продавать избыток по смехотворно низким ценам. Compaq длительное время поддерживала своих дилеров, принимая на себя такие скидки, так что эта ошибка обошлась компании в миллионы. Это также стало причиной конфликтов с такими партнерами, как Microsoft.

Совет директоров Compaq в 1999 году посчитал, что Пфайффер утратил связь с рядовыми сотрудниками. Для восстановления отношений с партнерами и улучшения морального климата в компании требовалось новое руководство. Поэтому председатель совета директоров Бен Розен предложил заменить Пфайффера, и совет директоров единогласно одобрил это решение.

image

Майкл Капеллас заменил Пфайффера. До своего повышения Капеллас недолго (семь недель) занимал должность главного операционного директора, а до этого — главного информационного директора. Впрочем, смена руководства компании оказалась слишком незначительным и запоздавшим решением.

Акции Compaq уже упали почти на 50%, что привело к переговорам о слиянии с конкурирующей компанией Hewlett Packard. В результате эти переговоры привели к дальнейшему конфликту внутри компании. Совет директоров разделился поровну относительно возможного слияния, и когда дело дошло до голосования, решение едва было принято.

В 2002 году HP поглотила Compaq за $42,2 млрд. Акционеры Compaq сохранили 36% акций объединенной компании, в то время как HP владела оставшимися 64 процентами. Несмотря на выплату более $634,5 млн. в виде бонусов для удержания ключевого персонала, после завершения сделки было сокращено более 15 000 сотрудников.

Дальнейшие напряженные отношения привели к тому, что бренд Compaq еще сильнее уступил свою долю рынка конкурентам.

Рост продаж подразделения Compaq сокращался, и впоследствии Dell обогнала его по объему продаж. Поэтому HP решила перевести Compaq в свою собственную линейку компьютеров в качестве бюджетного бренда. Безусловно, это было подобно тому, как если бы змея съела свой хвост, поскольку серия Compaq страдала от проблем с качеством, возникших из-за внутрикорпоративной конкуренции.

Compaq сохранял свое имя до середины 2000-х годов, но постепенно HP начала ребрендинг своих продуктов под линейками HP Elitebook и HP Probook, а к 2013 году прекратила выпуск линейки Compaq.

Тем не менее, бренд не исчез полностью. В 2015 году аргентинская компания Grupo Newsan лицензировала название для производства ноутбуков Compaq в Аргентине. В 2016 году она выпустила две новые линейки ноутбуков Presario. К 2019 г. Newsan отказалась от бренда Compaq.

Немного рекламы


Спасибо, что остаётесь с нами. Вам нравятся наши статьи? Хотите видеть больше интересных материалов? Поддержите нас, оформив заказ или порекомендовав знакомым, облачные VPS для разработчиков от $4.99, уникальный аналог entry-level серверов, который был придуман нами для Вас: Вся правда о VPS (KVM) E5–2697 v3 (6 Cores) 10GB DDR4 480GB SSD 1Gbps от $19 или как правильно делить сервер? (доступны варианты с RAID1 и RAID10, до 24 ядер и до 40GB DDR4).

Dell R730xd в 2 раза дешевле в дата-центре Maincubes Tier IV в Амстердаме? Только у нас 2 х Intel TetraDeca-Core Xeon 2x E5–2697v3 2.6GHz 14C 64GB DDR4 4×960GB SSD 1Gbps 100 ТВ от $199 в Нидерландах! Dell R420 — 2x E5–2430 2.2Ghz 6C 128GB DDR3 2×960GB SSD 1Gbps 100TB — от $99! Читайте о том Как построить инфраструктуру корп. класса c применением серверов Dell R730xd Е5–2650 v4 стоимостью 9000 евро за копейки?

Habrahabr.ru прочитано 21165 раз