[Перевод] Цифровая антиутопия: Темное будущее развлекательной индустрии

Каждый год президент (дедушка Байден) выходит с речью о положении дел в стране, но это чистая рутина. Просто посмотрите на наших достойных представителей, борющихся со сном. Они просто устали слушать одно и то же.

И мы тоже устали. В политике мало что меняется. И кандидаты тем более.

В местном автозаправочном комплексе больше разнообразия: там можно выбирать из трех видов топлива и пяти вкусов Big Gulp.

Поэтому забудем о политике. События разворачиваются в мейнстримной культуре, которая меняется стремительно.

Поэтому нам нужна речь о состоянии культуры. Мою прошлогоднюю речь цитируют, но она уже устарела, как справочная служба ChatGPT-1 в яхт-клубе «Скучающая обезьяна».

2024 год может стать самым стремительным и опасным временем для креативной экономики. И это произойдет, независимо от исхода ноябрьских событий.

Давайте окунемся внутрь.

Я хочу рассказать вам, почему развлечения умерли. И что придет на их смену.

Если бы культура была как политика, у нас было бы только два варианта. Вот как они выглядели бы.

Signs saying ART and ENTERTAINMENT

Многие творческие люди считают, что у них и их аудитории есть только два варианта. Либо они дают аудитории то, что она хочет (работа артиста), либо предъявляют требования к публике (вот где начинается искусство).

Но это глубокое заблуждение.

Более разумно рассматривать креативную экономику как пищевую цепочку. Если вы художник или стремитесь им стать, ваша реальность часто выглядит так:

Image of entertainment swallowing the arts

До недавнего времени индустрия развлечений была на подъеме — настолько, что все художественное, инди- или альтернативное кино оказалось зажатым в качестве «сопутствующего низкопробного материала».

Но даже эта тревожная картина не является достаточно тревожной. Потому что мы упускаем из виду самое значительное изменение, которое происходит прямо сейчас.

Мы становимся свидетелями зарождения пост-развлекательной культуры. И это не в пользу искусства. В самом деле, это не способствует развитию общества.

Даже этот монстр имеет свои проблемы. Развлекательные компании сталкиваются с трудностями, о которых никто не мог предположить всего несколько лет назад.

Давайте рассмотрим ситуацию в кинобизнесе:

В 2023 году телевизионный бизнес также столкнулся с проблемами: после нескольких лет стабильного роста количество сценарных сериалов начнет сокращаться.

Chart showing a decline in scripted original TV series

Музыка, вероятно, находится в наихудшем состоянии. Недавно Sony сделала значительный шаг, инвестируя в каталог песен Майкла Джексона на 1,2 миллиарда долларов. Ни один лейбл не стал бы вкладывать даже часть этой суммы в запуск новых артистов.

В 2024 году музыканты в возрасте будут стоить больше, чем молодые, и мертвые — чем живые.

Это порождает вопрос: как может уменьшаться спрос на новые развлечения? Что может придти на смену?

Но замена найдется. И это уже начинает происходить.

Вот лучшая модель культурной пищевой цепи в 2024 году.

Image of distraction swallowing up entertainment which is swallowing up the arts

Самым быстрорастущим сектором культурной экономики является отвлечение внимания, называемое также прокруткой, пролистыванием или тратой времени. Это не искусство или развлечение, а просто непрерывная активность.

Главная особенность — каждый стимул длится всего несколько секунд и должен быть повторен.

Это огромный бизнес, который скоро может превзойти по размеру искусство и развлечения вместе взятые. Всё становится похоже на TikTok — платформу, основанную на стимулах, которые нужно повторять через несколько мгновений.

TikTok сделал состояние на быстром пролистывании видео. Теперь Facebook, который раньше был местом для общения с семьей и друзьями, копирует его. До свидания, бабушка, здравствуйте, ролики! Twitter делает то же самое. И, конечно, Instagram, YouTube и все остальные, кто пытается обогатиться на социальных сетях.

Это не просто горячий тренд 2024 года. Он может стать вечным, потому что основан на химии тела, а не на моде или эстетике.

Наш мозг вознаграждает эти короткие вспышки отвлечения. Происходит выброс нейрохимического вещества дофамина, который заставляет нас чувствовать себя хорошо, и мы хотим повторить стимул.

Цикл выглядит следующим образом:

3c9fbdce8ce0e0350dfe0c592690202f.jpeg

Выше показана многим знакомая модель зависимости.

Только теперь она применяется к культуре и творческому миру — и к миллиардам людей. Они становятся невольными добровольцами в крупнейшем в истории человечества эксперименте по социальной инженерии.

Поэтому нам нужно отказаться от простой модели «искусство против развлечения». И даже «отвлечение» — это всего лишь шаг на пути к настоящей цели, которой сегодня является зависимость.

Вот будущая культурная пищевая цепочка, агрессивно преследуемая технологическими платформами, которые сегодня доминируют в каждом аспекте нашей жизни.

d0bc3483616d79fdbcd2247a305da735.jpeg

Технологические платформы не оперируют по принципам флорентийских Медичи или других богатых меценатов. Они не стремятся найти следующего Микеланджело или Моцарта. Их цель — создать мир наркоманов, потому что именно они будут дилерами.

Наркомания — их стратегическая цель.

Они не заявляют об этом открыто, но им это и не нужно. Просто посмотрите, что они делают.

Все направлено на то, чтобы затянуть пользователей в цикл зависимости.

  • Все платформы переходят на прокручивающиеся и наматывающиеся интерфейсы, где стимулы оптимизируют дофаминовую петлю гибели.

  • Все, что может заставить вас покинуть платформу — новости или внешние ссылки, — жестоко наказывается алгоритмами. Они не позволят вам освободиться от статуса зависимого наркомана.

  • Но это еще не всё! Apple, Facebook и другие компании предлагают вам надеть гарнитуры виртуальной реальности, в которых вы будете погружены в стимулы, как те крошечные рыбки в моих схемах пищевой цепи. Вас зовут жить в роли пассивного получателя выдуманных впечатлений, как раба в капсуле в «Матрице».

Tweet with photo of Apple CEO Tim Cook wearing a virtual reality headset

Руководители компаний знают, что это вредно, но все равно продолжают делать это. Разоблачитель опубликовал внутренние документы, показывающие, что использование Instagram вызывает депрессию, тревогу и суицидальные мысли. Марк Цукерберг был проинформирован обо всех тревожных деталях.

Но ему все равно. Все руководители компаний знают, что имеет значение только прибыль. Чем больше используется их технология, тем хуже становятся психические показатели.

Но они все равно стремятся вперед — они не хотят уступать долю рынка другим участникам дофаминового картеля. И они особенно заинтересованы в детях. Они поняли, что выгоднее привлечь пользователей, когда они молоды.

А гарнитуры виртуальной реальности вызывают еще больше вопросов — они изменяют мозг пользователей. Эксперты уже говорят о «симуляционной болезни», и это только физические симптомы, такие как тошнота, головокружение и головные боли. Представьте себе психические последствия.

А вы думали, что в свое время художникам было тяжело?

Даже самые примитивные развлечения выглядят как Шекспир по сравнению с дофаминовой культурой. Вам не нужен Гамлет, достаточно фотографии бургера. Или видео, где кто-то танцует тверк или домашнее животное выглядит глупо.

Вместо фильмов пользователи получают бесконечную череду 15-секундных роликов. Вместо симфоний слушатели слышат отрывки мелодий, обычно сопровождаемых одним из этих коротких видео. Этого достаточно, чтобы вызвать дофаминовый удар.

Это новая культура. И самая яркая черта — отсутствие Культуры или даже простых развлечений — оба заменены навязчивой активностью.

66fdbfcc12bc3dc472b9abf5cd71a89b.png

Так что не удивляйтесь, когда огромные корпорации перестанут притворяться, что всё по-другому, и начнут заниматься азартными играми или другими увлекательными предложениями. Все становится геймифицированным. Всё можно прокручивать. Вы можете симулировать любую активность.

Но как это влияет на наш мозг? На нашу жизнь? На будущее?

Вот здесь наука становится по-настоящему страшной. Чем больше зависимые люди полагаются на эти стимулы, тем меньше удовольствия они получают. В определенный момент этот цикл приводит к ангедонии — полному отсутствию удовольствия от опыта, который якобы преследуется ради удовольствия.

Это кажется парадоксом.

Как может стремление к удовольствию привести к уменьшению удовольствия? Но так устроен наш мозг, возможно, в качестве защитного механизма. В определенный момент наркоманы все еще стремятся к стимулу, но больше для того, чтобы избежать боли от лишения дофамина.

Люди, зависимые от обезболивающих, испытывают то же самое. После определенного уровня опиоидная зависимость фактически усиливает боль.

Что произойдет, если этот же опыт будет передан всем желающим через их телефоны? Как объясняет доктор Лен Ланц, результаты оказываются разрушительными. Даже люди, которые думали, что у них есть иммунитет к зависимому поведению, оказываются разрушенными в этом цикле:

Существует специфический, аномальный паттерн активации мозга, который присутствует у людей с ангедонией, являющейся ключевым признаком большой депрессии, и отсутствует у тех, у кого её нет. Часто пациенты, страдающие глубокой депрессией, говорят: «Я не должен быть подавлен. У меня хорошая жизнь. Если бы мои друзья или коллеги знали, что у меня депрессия, они бы не поняли или разозлились на меня. Они думают, что у меня всё хорошо. Так почему бы мне не чувствовать себя так же?

Сейчас мы наблюдаем первые последствия этого омертвляющего эффекта в широком социальном масштабе.

Конечно, давайте дадим ему название, что-то вроде депрессии TikTok или зомбификации Кремниевой долины, или что-то еще. Главное, что пользователи чувствуют это, даже если у них нет ярлыка или диагноза. Они чувствуют это, даже если технократы отказываются говорить им об этом. Просто послушайте, какими словами люди описывают токсичное взаимодействие в сети: думскроллинг [doomscrolling], троллинг, доксинг, газлайтинг [gaslighting] и т. д.

В 2024 году это то, что мы делаем для удовольствия.

Но это не приносит счастья. Исследование World Happiness Report, в котором приняли участие 150 000 человек в 26 странах, показало, что в США и других процветающих, технологически развитых обществах наблюдается массовое снижение уровня счастья. Вот что происходит, когда ангедония продается каждую неделю, а всепроникающие технологические платформы все больше напоминают безжалостные корпорации, разбогатевшие на злоупотреблении опиоидами.

Одни компании подсаживают людей c помощью таблеток и игол. Другие — с помощью приложений и алгоритмов. Но в любом случае, это просто выращивание наркоманов.

Таково наше антиутопическое будущее. Не столько »1984» Оруэлла, сколько «О дивный новый мир» Хаксли.

Доктор Анна Лембке, автор книги «Нация дофамина», иногда советует своим пациентам устроить «дофаминовое голодание» на месяц — достаточный срок, чтобы мозг начал перестраиваться. Но даже отключение от сети на несколько минут может быть пугающим для тех, кто попал в замкнутый круг.

Она приводит пример:

Моя пациентка Софи, студентка Стэнфордского университета из Южной Кореи, пришла за помощью в связи с депрессией и тревогой. Среди множества тем, о которых мы говорили, она рассказала мне, что проводит большую часть своего бодрствования, подключившись к какому-нибудь устройству: Instagram, YouTube, слушает подкасты и плейлисты.

На занятии я предложила ей попробовать идти на занятия, ничего не слушая, и просто позволить своим мыслям всплыть на поверхность.

Она посмотрела на меня одновременно недоверчиво и испуганно.

«Зачем мне это делать?» — спросила она с открытым ртом.

Через неделю Софи вернулась и рассказала о новом опыте: «Сначала было тяжело. Но потом я привыкла, и мне даже понравилось. Я начала замечать деревья».

Photo of the book Dopamine Nation

Еще недавно я бы отмахнулся от подобных историй. Я не мог представить себе человека, зависимого от Instagram, TikTok или другого приложения для телефона.

Но теперь мне не нужно ничего представлять. Куда бы я ни пошел, везде вижу этих наркоманов с грустными глазами, привязанных к своим устройствам. И даже выражение их лиц передает этот тоскливый взгляд.

Таково реальное положение дел в нашей культуре в 2024 году. Дофаминовый картель сейчас усугубляет наши худшие социальные проблемы — в образовании, на работе и в личной жизни. Но вы вряд ли услышите об этом — потому что слишком много людей делают слишком много денег на дофаминовой культуре.

Если вы думали, что наркокартели богаты, подождите, пока не увидите, сколько денег делает дофаминовый картель. Для начала посмотрите на рыночную капитализацию Apple, Meta и т. д. Они буквально слишком велики, чтобы их остановить.

Но их можно назвать и пристыдить. Если политики не хотят этого делать, то мы можем и должны.

Просто рассказать правду о дофаминовом картеле будет большим шагом вперед для культуры в 2024 году.

Кроме того, сделайте себе одолжение. Время от времени отключайтесь от сети и начинайте замечать деревья или своих чудаковатых питомцев. В реальной жизни они выглядят лучше, чем в телефоне.

Так же может быть интересно

Habrahabr.ru прочитано 8322 раза