Анализ факторов аттрактивности современного изобразительного искусства

Феномен Современного искусства с каждым днём приобретает новые, более широкие рамки и концепции. Но, их понимание и интерпретация для простого зрителя по-прежнему вызывает много вопросов.

Одними из ведущих факторов оценки искусства являются уникальность, сложность и, конечно же — стоимость.

Зачастую, совсем «простые» произведения имеют совсем не малую цену, величина которой порой, кажется, действительно несоизмерима с визуальной составляющей работ.

Наша команда решила разобраться с этим феноменом и провела исследование в области произведений современного искусства (делая особый акцент на изобразительном творчестве). Мы собрали статистические данные из открытых источников в интернете (с ресурсов, представляющих наибольших интерес у коллекционеров, покупателей, галеристов). На основании этих данных можно проследить аттрактивность предметов коллекционирования, их востребованность и ценность.

Среди всех вариантов расчета данных мы выбрали наиболее показательные поля для оценки: регион и год создания, стиль и тема искусства, площадь, ключевые слова, а также тип материала (из которого и на котором выполнено произведение).

Комбинация данных позволили выделить некоторое количество ведущих пунктов, ставших- основой для создания статистики.

Зависимость стоимости от региона (илл. 1) показывает самые дорогостоящие произведения из Центральной Америки, цена которых варьируется от 3,5 до 4,8 млн. рублей. Следом за ними — произведения стоимостью от 500 тыс. до 1.5 млн. из Южной Азии и Западно-Африканского региона.

1222ef9c85f605ae5d4bb5ca0b0b9880.png

Популярность искусства этого ряда стран обоснована их аутентичной и самобытной культурой, национальными особенностями и традициями. Это подтверждается и выбором стилей — лэнд-арт, наивное, восточное, духовное искусство, которые отличаются от Европейских стран, где ведущими являются — абстракция, фигуратив, имперессионизм (илл. 2), и одновременно с этим — наиболее дорогостоящими (илл. 2.1).

10f326f40f6bb570ecad909aa8f9f7d5.png

При этом, цена изобразительного искусства напрямую зависит от стоимости материалов. Наиболее дорогостоящие произведения выполнены в технике граттаж на кожаном полотне (стоимостью более 14 млн. руб.), эпоксидной смолой на доске МДФ/артборде, эмалью на алюминии (с 10 до 12 млн. руб). Менее дорогие часто выполнены на бумаге или других материалах с помощью карандашей и маркеров (до 2 млн. руб.) (илл. 3)(илл 3.1).

327f32bba4f00741c090f9df014a08e6.png1ee087541076723e6f14c61ee251b22f.png

Несмотря на среднюю стоимость, картины, выполненные маслом на холсте, являются наиболее распространенными и показательными в плане ценообразования с точки зрения и площади работ — в среднем от 2 до 4 м2. Произведения бо́льшего размера будут представлены только акрилом и их формат достигает уже до 7 м2 (илл. 4).

d4411a7980335342a5d17a01b03bf0cd.png

Таким образом — величина работ прямо пропорциональна их более высокой цене (илл. 5).

be579ee24d5e914b77f41b75532f5f0d.png

Относительно региональной принадлежности: её соотношение со стоимостью и габаритами произведений показывает, что самая высокая цена за квадратный метр установлена в Центральной Америке, далее — Восточной Азии и Карибском бассейне. Самые низкие показатели цены по площади в Австралии, Восточной Африке и на Ближнем востоке (илл. 6). Относительно низкая стоимость работ и их величина может быть связана с потребностью в транспортировке и её удобстве.

096c50598cc40b58447eea0d12bb0b6b.png

Нельзя обойти стороной и диапазон по времени создания работ. Здесь самые дорогостоящие — произведения периода 70-х гг. XX столетия (более 70 млн. руб.) и начала XXI века — 2005–2006 гг. (ок. 60 млн. руб.). Однако средняя стоимость, начиная с 2007 года, после заметного снижения варьируется между 18 и 46 млн. руб., являясь достаточно стабильной в своих показателях до 2022 года (илл. 7).

5e73b5b46da7ac9adcd97f00b2167374.png

Этот пункт является достаточно важным, ведь понятие Современное искусство подразумевает в первую очередь искусство сегодняшнего дня (ну или максимально близкого к текущей дате творчеству). Следуя этому убеждению, привлекательность и финансовая составляющая Современного искусства размывается рамками времени, где больше у зрителей ценятся произведения прошлого столетия, одновременно с тем, как наиболее «свежие» становятся сильно дешевле с регулярностью в каждые несколько лет.

Если рассматривать ныне живущих (современных) художников, которые активно творили как раз в период 70–90х г. прошлого века, то становится очевидно: цена на их произведения росла прямо пропорционально их популярности и узнаваемости в арт среде. В таком случае мы можем уверенно говорить об аттрактивности произведений искусства более опытных, именитых художников, а не столько об ультра современности их искусства.

Немаловажным и показательным является корреляция стилей по годам создания работ. За последние годы отмечается большое внимание к Абстракционизму, Фигуративу, а многие другие художественные стили остаются стабильными или теряют свою популярность (илл. 8).

a7c0410039147e327720b596687ec637.png

Такой интерес к беспредметной, обобщенной или метафизической интерпретации искусства может быть связан с обилием интерьерной живописи, которая стала в своем функционале и визуализации одним из объектов современного дизайна.

Эта гипотеза подтверждается и большой популярностью таких материалов как акрил и масло, с помощью которых можно работать с крупными полотнами и создавать большой ряд произведений за короткие сроки (илл. 9).

10e250803ce5930b142410ebd33aed1a.png

Относительно более уникальных пунктов оценки стоимости, можно провести анализ по таким критериям как — зависимость тем от региона  и непосредственно цены от темы. В первом случае выделяются 5 наиболее дорогих комбинаций. Лидируют тема Поп-культуры по самой высокой стоимости в Северной Америке, а также тема Фортепиано (наиболее дорогая в Восточной Азии). Одновременно с этим исторические сюжеты Западной Европы также достаточно высоко ценятся, но их стоимость уже в 2 раза ниже (илл. 10).

b7ce372711539811675a113fbf384309.png

Высокий спрос на темы Поп-культуры оправдывается величиной региона распространения, а также прямым запросом покупателя на более современные темы.

В общем (более обширном) графике разброса стоимости работ в зависимости от тем, показатели сохраняются — наиболее дорогие — тема Фортепиано и Машины, но имеющие самый маленький разброс по цене, а значит, представленные лишь одним-двумя произведениями. В это же время темы Истории, Религиозных икон и др. имеют более динамичный разброс по стоимости — в среднем от 500 тыс. рублей до 3–4 млн. руб. (илл. 11).

c1464ed4d00cec70bb9c57cfb1f9823e.png

Нужно учесть такой фактор, как, значимость ключевых слов в формате поиска работ на страницах арт-платформ для продажи. Использование актуальных и трендовых ключевых слов положительно влияет на видимость и ценность картин и значительно увеличить продажи при грамотном использовании в описании работ (илл. 12–14).

e54ed8ad392a817b398a9bef2987b7c5.png86b01cbe9d29fa39dbcbf0e01a5dac33.pnge0ca2c74214bf414c7e02e6c719dfb6a.png

Таким образом, аттрактивность произведений изобразительного искусства, их востребованность и высокая ценность напрямую зависит во многом от региона создания, ведь страны с аутентичной культурой представляют наиболее интересные сюжеты, отражающие региональный, национальный стиль. Корреляция стоимости с масштабом работ, выделяет крупные композиции, выполненные акрилом и маслом, включающие более сложные стилистические решения (абстракцию и фигуратив), становятся дороже и популярнее. Также на стоимости отражается время создания работы, но значительных корреляций между этими показателями все таки не наблюдается.

Данный анализ представляет ценные инсайты для понимания факторов, влияющих на успешность и ценность произведений искусства в современном рынке.

Также исследование содержит рекомендации для художников и галерей по выбору направлений работ для более эффективных продаж. Например — учитывать популярные материалы и стили, фокусироваться на темах и ключевых словах, отражающих наиболее положительные и привлекательные тренды, рассматривать возможные выходы на регионы с повышенным спросом продаж искусства, а также анализировать текущие тенденции рынка для адаптации стратегии продвижения.

Все вышеупомянутые факторы, являются важными для возрастания спроса продаж современного искусства, но также, нельзя исключать возможности «случайного» роста популярности художественных произведений и их актуальности в среде коллекционеров и галеристов, исполненных очень молодыми, неизвестными авторами. В таком случае вариативность в расчете финансовой составляющей современного искусства может быть очень обширной и контрастной.

Если вы хотите чтобы наш коллектив продолжил исследования, или вы хотите проверить какую-то гипотезу — ставьте лайки и пишите комментарии.

Habrahabr.ru прочитано 23998 раз