«Раздутость» Telegram: миф или реальность?

8121eeb27dcc7c38351493b2f0b2949b.png

Telegram — самый хайповый современный мессенджер. Недаром в недавнем интервью Такеру Карлсону создатель Telegram Павел Дуров предсказал скорое достижение отметки в 1 млрд активных пользователей и подтвердил, что мессенджер уже обогнал по ежедневной аудитории его прошлое детище — «ВКонтакте».

Рекордный рост, постоянная отгрузка новых фич, продвижение в сторону блокчейна и криптовалют — всего этого Telegram достигает командой менее чем из 40 специалистов. Для большинства россиян (в России и за рубежом) Telegram — это и источник новостей, и рабочий инструмент, и способ общения с друзьями и родными. Кажется, отключи нам мессенджер, и жизнь встанет.

Но сколько в успехах Telegram реальной пользы для клиентов, а сколько — хайпа? Точно ли встанет жизнь без Telegram? Об этом нам расскажет Юрий Федорчук, CPO Monetization в FunCorp.

В чем Telegram действительно крут

В статье мы поговорим «раздутости» мессенджера и посмотрим на эффект «самовозбуждения», как в электромеханике: чем больше хайповых новостей выпускает Telegram, тем активнее обсуждают мессенджер — и тем более популярным и продвинутым он кажется.

Такер Карлсон и Павел Дуров, 16 апреля 2024 года

Такер Карлсон и Павел Дуров, 16 апреля 2024 года

Скорость

Скорость работы приложения и скорость UX/UI всегда были одним из главных преимуществ мессенджера. Прежде всего, команда здорово оптимизировала протокол отправки сообщений, который позволяет быстро и безопасно доставлять контент пользователям.

Медиа в телеграмме кэшируется — это также ускоряет работу. К примеру, если вы отправите видео сперва одному пользователю, а после — другому, то другой пользователь получит его практически мгновенно, из CDN.

CDN (Content Delivery Network) — географически распределенная сетевая инфраструктура, которая оптимизирует доставку и дистрибуцию содержимого конечным пользователям в интернете.

У мессенджера действительно быстрый и удобный UX. На мой взгляд, Telegram задизайнен просто эталонно. Кажется, что маленькая команда и отсутствие корпоративной культуры размытия ответственности помогают делать приложение по-настоящему удобным.

All-In-One

Telegram — это настоящий пульт управления информационной повесткой. Рабочие и личные чаты, новостные каналы, группы — все это существует в одном информационном поле без алгоритмической ленты. Неудивительно, что на мессенджер подсаживаешься, ведь держать руку на пульсе всего важного — это особый тип аддикции.

Из-за того, что все важное существует в одном месте, пропадает задержка получения важной информации. Не нужно тянуться в Slack, а после — в веб за новостями, а затем — в рабочий трекер. Все уже здесь. А благодаря отдельной системе папок все можно настроить под себя.

Буст контент-мейкеров

Сегодня для профессионала не иметь свой канал (читай — блог) — это практически моветон. А из-за линейной ленты и подписчики растут хорошо, и дочитываемость поднимается (в среднем до 40–50% прочтений от числа подписчиков).

Бизнес-фичи

У Telegram есть целый список функций, ориентированных на предпринимателей:

  • быстрые ответы (фактически — автоматизация поддержки или продаж);

  • часы работы и карты для оффлайна;

  • чат-боты;

  • теги для чатов.

Приложения

В Telegram можно создавать мини-приложения и игры, которые одинаково хорошо работают и на десктопе, и на телефоне. Даже крупные компании типа «Самоката» устраивают в приложении геймификацию для клиентов. Благо аудиторию не трудно получать как «внутри», так и «снаружи».

Стратегия развития Telegram

Telegram нашел свою суперспособность (и пока не растерял ее): построить экосистему продуктов вокруг рабочего и личного общения, оставаясь быстрым мессенджером

Фактически Telegram становится супер-аппом, но при этом не «всасывает» в себя традиционные государственные или финансовые услуги, а создавая свои. Яркий пример — TON.

В 2019 году Павел Дуров представил свою блокчейн-платформу — TON Network и криптовалюту Gram. По задумке Дурова, TON должен был стать платформой для развития децентрализованных приложений и даже сайтов.

А еще TON должен быть помочь мессенджеру заработать, ведь с 2013 года Telegram финансировался только из личных средств создателей, и обслуживание серверов обходилось им в сотни миллионов долларов в год.

Стоит отметить, крипто-IPO прошло неудачно из-за противодействия американских регуляторов.

В 2019 году Дуров открещивался от продолжения разработки TON, однако в 2024 году платформа живее всех живых. За TON можно купить и продать имя пользователя, а также запустить рекламу. Кроме того, в 2024 году Telegram начал делиться долей от рекламной выручки в каналах с авторами каналов — также в TON.

Из-за того, что Telegram становится «цифровым государством», скорее всего TON станет одной из самых популярных криптовалют, при этом без «выныривания» в фиатные деньги. Можно и получить, и продать, и обменять TON прямо в мессенджере.

Фиатные деньги — это необеспеченные золотом и другими драгоценными металлами деньги, номинальная стоимость которых устанавливается и гарантируется государством.

На мой взгляд, Telegram оказывает огромное влияние на мир мессенджеров, ускоряя переход на Layer 2 уровень.

А что такое Layer 2?

С точки зрения бизнеса можно выделить уровень Layer 0 — девайсы (например, смартфоны или ноутбуки), Layer 1 — мобильные приложения, и Layer 2 — экосистемы мессенджеров.

Переход на Layer 2 позволяет Telegram перераспределить в свою пользу прибыль, которую сейчас владельцы приложений платят за установку. Кроме того, мессенджер получает отдельное преимущество в борьбе за внимание пользователя — все оно происходит не между приложениями (например, Facebook Messenger или Discord, а внутри одного приложения).

Вызовы и риски

На мой взгляд, в ближайшее время Telegram может столкнуться с вызовами, которые могут помешать его блестящему росту.

Блокировки

Мессенджер рискует столкнуться с блокировками не только в России, но также в США и ЕС — в новостях регулярно проскальзывают попытки ограничить работу Telegram (например, в Испании). Чем больше будет масса активных пользователей мессенджера, тем выше вероятность спорадических блокировок.

Ограничения TON

Американский регулятор SEC уже пытался приравнять внутренюю криптовалюту Telegram к обычным акциям. Возможны новые ограничения, особенно на стыке блокчейна и фиатных шлюзов для вывода средств. Все мы понимаем, что за криптовалюту можно покупать не только легальные товары.

Проблемы роста

Telegram скоро перевалит за 1 млрд активных пользователей и выйдет на 4–5 место в мировом рейтинге (вероятно, обогнав Snapchat). Однако расти дальше такими темпами будет сложно — мессенджеру предстоит бой за укоренившийся и зарегулированный рынок ЕС. 

Вместо заключения

Очевидно, «раздутость» Telegram имеет под собой основания, и дальше аудитория будет только расти и завоевывать новые рынки. Команда Дурова действительно строит свой супер-апп, который закроет все потребности людей, начиная от общения, финансовых институтов, осведомленности, и заканчивая заказом еды домой.

Сможет ли мессенджер расти дальше и выйти на операционную прибыльность? Или его постараются придушить на взлете или купить? Поглядим! В любом случае, нам предстоит интересная битва.

Материал подготовлен при поддержке редакции ProductStar. Нажмите сюда, если хотите узнать о нас больше.

ProductStar — онлайн-школа IT-профессий, часть холдинга РБК с 2023 года. Вы можете подписаться на наш канал в Telegram и познакомиться с каталогом наших курсов. Спасибо, что остаетесь с нами!

Habrahabr.ru прочитано 3247 раз