Идеальная удаленка: восемь простых шагов

15 лет на удаленке, в разных формах и вариациях, набитые шишки и бесценный накопленный опыт, проверенные на себе решения и развенчанные мифы, страхи,   сомнения друзей и знакомых — все это сподвигло меня к написанию статьи. 

Для кого она? Во-первых, для тех, кто до сих пор сомневается, имеет ли смысл уходить на удаленку. Или стоит перед выбором (в том числе при смене и поиске новой работы), а иногда и практически перед ультиматумом руководителей, стремящихся минимизировать косты и любыми способами перевести большую часть коллектива на удаленный или гибридный режимы работы. 

Во-вторых, для тех, кто недавно начал выполнять профессиональные задачи из дома и уже столкнулся с проблемами привыкания, перестроения, мотивации и самоорганизации. 

В-третьих, для людей с солидным опытом, но до сих пор с нерешенными вопросами и страхами, не только мешающими чувствовать себя бодро и уверенно, но и периодически порождающими мысли о выгорании, смене работы или даже направления деятельности.

Разбор самых частых проблемных ситуаций, конкретные советы без долгих размышлений — вот что вы найдете в этой статье. 

5c3cc0106251bd5c691a173c51a19df6.jpeg

 Не знаю, есть ли жизнь на Марсе, но могу сказать уверенно, что жизнь на удаленке есть. Жизнь полноценная, качественная, вполне разносторонняя и многогранная, какой она и должна быть. Очень многое зависит прежде всего от нас самих. Разберемся поэтапно, как превратить удаленку в работу своей мечты.

1. «Испытательный срок»

8377280ff9212599237119d3abc61a1d.jpeg

Первое, с чем приходится столкнуться каждому сотруднику, работающему из дома — это привыкание, перестроение и самоорганизация. Временные варианты работы из кафе или коворкинг с просторов торгово-развлекательных или бизнес-центров здесь не рассматриваются и не обсуждаются, поскольку это совсем другие истории.

Привыкание/перестроение будет в любом случае. Трудились ли вы годами в офисе на всем готовом корпоративном или только устроились на работу и сразу в удаленном формате. При правильном настрое и самоорганизации адаптация в среднем занимает от одного до трех месяцев. Конечно, это зависит от индивидуальных особенностей, рода деятельности, требований компании и т.д.

Мой совет — воспринять этот период как очередной «испытательный срок». Это время личных инвестиций, когда приходится вкладывать много усилий. Результатами этого «испытательного срока» должны стать хороший уверенный старт, правильно организованное полноценное рабочее место, удобные график и режим работы. Следствием будут хорошие производительность, показатели и результаты. 

Перестроение — это вызов. Если хотите, экзамен на стойкость.  Особенно для тех, кто долгое время работал в коллективе, ежедневно протаптывая дорогу к офису и обратно.

Самоорганизация понадобится во всем. Чем раньше придет осознание, что теперь вы сами себе и офис-менеджер, и система контроля и управления доступом, и отчасти непосредственный руководитель, тем быстрее и эффективнее пройдет ваш «испытательный срок».

2. Организация рабочего места

1896fa44f9a8137f73d7877a22a1b773.jpeg

Конечно же, выбор и обустройство рабочего места — дело индивидуальное. Вариантов довольно много, но категорически не рекомендую осваивать обеденный стол, удобные диван или кровать. Не советую делить рабочее пространство с членами семьи, чтобы потом не подстраиваться под их потребности, изменения и хотелки.

Правильно организованное, укомплектованное всем необходимым, удобное и функциональное рабочее место станет залогом хорошей продуктивности, эффективности. Это поможет избежать или минимизировать риски плохого самочувствия, дискомфорта и преждевременной усталости.

В моем случае рабочее место организовано в небольшой отдельной комнате. Представляет собой среднего размера угловой офисный стол с тумбочкой для размещения всяких мелочей, быстрого к ним доступа при любой возникшей необходимости. К тому же не захламляется столешница и другие открытые поверхности. 

Важен удобный офисный стул, с регулировками и поддержками, поскольку периодически приходится засиживаться часами. 

Есть ноутбук и док-станция, которая позволяет организованно подключить к компьютеру много дополнительных устройств ввода-вывода через единый разъем или кабель. Также использую большой монитор. Это довольно значимый элемент при ежедневной полноценной работе. 

 Часто пригождается МФУ с возможностью сканирования и печати, небольшая пробковая доска не стене под заметки и стикеры. Ну и, конечно же, нужен хороший интернет-роутер, позволяющий быстро и полноценно взаимодействовать с коллегами и всеми корпоративными системами и ресурсами. Плюсом могут быть колонки, гарнитура для видеоконференцсвязи и другие дополнительные устройства, без которых ваши рабочие процессы не будут полнофункциональными. 

bad094ffe27b2f447d6a268e7e942745.png

Еще на моем рабочем столе стоит красивый светильник-глобус, вечерами дополняющий непередаваемую уютную атмосферу и позволяющий временами отвлечься, задуматься и немного помечтать.

3. График и режим работы

18fd19be83fc12b459bfc0715219d353.jpeg

Скажу так — режим и график работы являются важнейшими позициями. Они точно должны быть определены и согласованы с руководителем вне зависимости от направления деятельности. Сделать это необходимо сразу по нескольким причинам. 

Первая — рабочее расписание позволит вашим коллегам однозначно идентифицировать вас «в сети» и вовремя приходить с производственными вопросами и обсуждениями. 

Вторая причина заключается в том, чтобы эффективно разграничить временно́е пространство, дабы рабочие часы не оказались размыты на целые сутки. Это обеспечит вас заранее определенным свободным временем и позволит грамотно и полноценно выстраивать планы. Вы сможете добавлять как в рабочий, так и в личный графики различные дополнительные мероприятия, встречи, реализовывать активности для общения с семьей, прогулок, занятиями спортом, хобби и т.д.

4. Собрания и видеоконференции

8568f3f1198a448bea03d3cef74d23cf.jpeg

При проведении общекомандных собраний (онлайн-совещания и встречи,   видеоконференции) рекомендую:

  • всегда заблаговременно проверять ссылку для подключения;

  • протестировать на доступность и работоспособность приложения и используемое оборудование (камера, микрофон, гарнитура);  

  • заранее (за 3–5 минут) «приходить» на встречу;

  • придерживаться делового стиля в одежде и в общении. 

Работа на удаленке расслабляет, но не отменяет общекорпоративные требования и правила. Все чаще руководители обязывают сотрудников участвовать в подобных собраниях именно в видеоформате, что накладывает определенные ограничения и обязательства. 

Учитывайте, что видеозвонки могут записываться, а ответственные сотрудники оформляют протоколы подобных мероприятий. В них могут отражаться и общие организационные моменты, и индивидуальные особенности сотрудников, принимающих участие во встрече. 

Последние интересные тенденции — это использование механизмов искусственного интеллекта для аналитики подобных видеозаписей для составления разнообразных отчетов, в том числе профессиональных портретов работников.

5. Отдых и прогулки

648cd509e1298824123c821848711241.jpeg

Какой бы интересной или срочной ни была ваша работа, всегда необходимо помнить о сбалансированности ее режимов и ритма с периодическими перерывами и отдыхом.

Во-первых, нужны короткие перерывы в процессе. В среднем стоит делать паузу длительностью около пяти минут раз в час. Это позволяет отвлечься, немного размяться, перевести внимание и снизить усталость и напряженность. Для соблюдения такого режима на помощь могут прийти различные умные гаджеты и фитнес-браслеты.

Во-вторых, не отказывайтесь от полноценного обеденного перерыва. Прервитесь на час, но не оставайтесь за рабочим столом, глядя в монитор и одной рукой отвечая на входящие сообщения. Возможно совместить обед с небольшой прогулкой до или после приема пищи.  Такая перезагрузка станет полноценным отдыхом, поможет полностью переключить внимание и после вернуться к активному рабочему ритму на оставшуюся половину дня.

В-третьих, совершайте прогулки до и после работы. Представьте, что как и в режиме работы из офиса, вы полчаса добираетесь до своего рабочего места утром и вечером отправляетесь домой. Поэтому пройдитесь или запланируйте пробежку на улице, а не путешествие от кухни до дивана и обратно. Это обеспечит необходимую физическую нагрузку на свежем воздухе. Утром способствует активному включению в рабочий ритм. Вечером поможет переключиться и отвлечься от дневных нагрузок, снимет усталость и подготовит к здоровому качественному сну. Кстати, не стоит пренебрегать правильным режимом сна. Полноценный сон в графике — залог здоровья, бодрости и активности.

6. Спорт и хобби

bf091a458564245f3cd29990a90d3017.jpeg

Еще одна немаловажная составляющая сбалансированной жизни на удаленке — это занятия спортом или хобби

Если это спорт, то отличным вариантом станут командные упражнения или тренировки. Это обеспечит вас дополнительным «живым» общением и способствует укреплению здоровья и общего состояния. 

Если это хобби, то оптимальным выбором станет деятельность, отличная или противоположная вашей рабочей активности за компьютером. Возможно, это ручная работа с деревом или другими материалами, моделирование, разнообразное творчество.

В настоящее время многие компании и организации включают спортивные занятия и хобби сотрудников в основу корпоративной культуры, ведут определенную соревновательную статистику, агитируют и мотивируют работников. Некоторые поощряют подобные активности различными бонусными программами и денежными компенсациями. Так что не стоит от них отказываться.

7. Встречи и неформальное общение с коллегами

aae01464296fd2781dbad570ec69cc26.jpeg

Чем больше приходится работать на удаленке, тем больше ощущается нехватка живого и неформального общения. 

Не игнорируйте встречи и мероприятия, организованные с коллегами. Обязательно совершайте редкие или случайные поездки в офис, даже если он в другом городе или регионе. Это позволит хоть иногда, но побыть в команде, вживую пообщаться и обменяться идеями, впечатлениями, получить дополнительные эмоции и совместно провести время в другой альтернативной обстановке. 

Для меня, к слову, это хорошая возможность с глазу на глаз обсудить с коллегами или руководителем различные инициативы, урегулировать разногласия, поднять острые темы или задать неудобные вопросы. Зачастую такие обсуждения по телефону или видеосвязи как минимум откладываются на потом.

8. Дела семейные

e95d5a9e7935b6311c10979f28448d6c.jpeg

При всем желании, собранности и ответственности вас могут вынуждать отвлечься от работы домашние дела, члены семьи и питомцы. Как следствие, это может выбить из текущего графика и ритма, или того хуже — стать нормой и практически вредной привычкой. 

Конечно, бывают исключения, экстренные случаи, но это скорее единичные происшествия, форс-мажор. Чтобы такого не происходило, заранее или в процессе привыкания к удаленке определите для себя конкретное время в течение дня, когда можно легко и без отрыва от производства выполнять различные задачи по дому. В идеале это время до начала работы, после ее завершения и в некоторых случаях — часть обеденного перерыва. Чем стабильнее будут выстроены ваши график и режим работы, тем проще будет разделить время на рабочее и личное.

Чтобы не допускать ошибок, при очередном желании отвлечься и заняться чем-то полезным по дому, задайте себе несколько простых вопросов:

  1. Ради этого дела, работая из офиса, стоило бы отпроситься у руководителя и приехать/прийти домой, даже если живу по соседству?

  2. Какова была бы реакция руководителя, оказавшегося рядом со мной в момент очередных занятий по дому в рабочее время, если я не отпрашивался и не поставил профессиональные задачи на паузу?

  3. Как бы я отреагировал на такого сотрудника, будучи руководителем?

  4. Домашние дела (которые, на первый взгляд, не терпят отлагательств) действительно настолько критичны и стоят того, чтобы в итоге тратить дополнительные часы уже личного времени на завершение рабочих задач?

Откровенно отвечая на подобные вопросы, вы избавите себя от лишних незапланированных отвлечений, переживаний и, возможно, неосознанных вредных привычек.

Послесловие

Не претендуя на исключительность и оригинальность, искренне надеюсь, что мой опыт, советы и рекомендации помогут многим хорошо и безошибочно пройти «испытательный срок», сделают жизнь на удаленке не только эффективной, но и здоровой, качественной и полноценной.

*Статья написана в рамках ХабраЧелленджа 2.0, который прошел в ЛАНИТ весной 2024 года.  О том, что такое ХабраЧеллендж, читайте здесь.

Habrahabr.ru прочитано 516 раз