Авиация: промежуточный итог 2 квартала 2024

Краткое содержание для Хабра: не очень техническая статья, графомания, минусовать не читая.

Для лиги лени: современная авиация — это сложно, дорого, и прямо связано не только с микроэлектроникой, но и с ТАУ, и с такой банальной вещью, как подшипники и материаловедение. Да даже с обычной краской.

За эту статью попрошу поблагодарить операторов следующих учетных записей: пользователя @KadesVII (безвременно ушедшего в readonly), @WebPeople (регистрация 2012, разморожен с первым комментарием 8 июл 2023 в 20:47), и особенно @AIAmst — с 1 (одним) комментарием, который я в статью про микроэлектронику не одобрял, а комментарий,  между тем, появился. Как это интересно работает — некоторые комментарии от новорегов можно одобрять \ отклонять, а некоторые комментарии более равны, чем другие, и сразу одобряются.

Начну с как бы хорошей новости от 14.06.2024
Самолёт Ту-214, летавший ранее в составе авиакомпании «Трансаэро», поднялся в воздух после восстановления лётной годности. Машина будет использоваться в качестве «летающей лаборатории», сообщили в пресс-службе Объединённой авиастроительной корпорации.

В парке прекратившей существование в 2015 году авиакомпании «Трансаэро», эксплуатировалось не менее пяти самолётов типа Ту-204/214. До последнего времени за перевозчиком числилось два Ту-214, это машины с регистрацией RA-64509 и RA-64549. По данным неофициального реестра воздушных судов Russianplanes.net, борт RA-64549 был списан в 2020 году.

По информации журнала «Взлёт», борт RA-64509 на момент банкротства «Трансаэро» осенью 2015 года находился на обслуживании в Казани, где затем был законсервирован на хранение. В ноябре 2022 года этот Ту-214 был переведён на Казанский авиазавод для восстановления лётной годности
Источник 1 и источник 2.

Ранее вышедшие статьи по теме: (как говорят новореги и консервы в комментариях — очерняющие и клевещущие, только почему-то ни один новорег не смог показать цифры, при том, что сами статьи наполнены ссылками на официально зарегистрированные российские источники):
Учимся читать новости правильно (на примере авиации)
Гражданское авиастроение в РФ — 1 квартал 2024
и частично
Долгий путь микропроцессора на рынок или учимся читать новости про российские литографы
Где связь литографов и авиации — будет в тексте.

Из чего состоит самолет, если вы не знали
Самолет, если вы не знали, состоит из корпуса, опционально — крыла (опционально, потому что у NASA/Northrop HL-10 крыла как такового не было, и у McDonnell Douglas F-15D Eagle с крыльями бывало не очень хорошо, но он и на одном крыле летает.
К корпусу и крыльям добавляются плоскости управления (и система управления к ним) — все эти рули, элероны, элевоны, закрылки, предкрылки,  двигатели (и система управления к ним, и система передачи отчетов от двигателей на спутник),  прочие вспомогательные системы — системы центровки и перекачки горючего (и система управления к ним), радиосвязь, грозовой (метео) радар, запасной двигатель (и система управления к нему), наддув салона, погрузка-разгрузка багажа и еще сотни электрических, гидравлических (особенно если это Airbus) систем.

Hidden text

Topper: — You’ll have to talk me down. I’ve got damage.
Radar Member:- Hold it, hold it!
Radar Member:- OK, Topper. Ease her in.
Topper: — Landing gear’s frozen.
Radar Member:- — Lookin' good.
Topper: — Lost my radar.
Radar Member:- — A little more power now.
Topper: — I’m out of fuel.
Radar Member:- — Right for lineup.
Topper: — Lost a wing.
Radar Member:- — Doin' fine.
Topper: — There goes the other one.
Radar Member:- — OK, Topper. Call the ball.
Topper: Touchin' down…

«С хорошим двигателем и ворота полетят» © Глушко, приписывается Туполеву.
В средней школе на физике рассказывают про такую вещь, как уравнение цикл теплового двигателя — кто забыл, можно перечитать текст: Лекция 7. Циклы газотурбинных и паротурбинных установок
Из текста важно одно — экономически выгодно повышать температуру газов в двигателе перед лопатками. Это общеизвестно, но сделать так, чтобы лопатки служили не 10 (просто 10) часов — как на BMW-003 (СССР РД-20), BMW-003С (СССР РД-21) и Junkers Jumo-004 (СССР — РД-10ЮФ) — сложно. В ход идет масса ухищрений, в том числе получение монокристаллического сплава ВЖМ7 в отливке (монокристалле) размерами: диаметр 15 мм, длина 185 мм  

Получить отливку без дефектов недостаточно. Надо из нее нарезать лопатку сложной формы, но перед этим надо нарисовать эту форму, и для этого понять, как вокруг лопатки будет крутиться газовый поток, где будет перегрев, где будут ударные нагрузки и прочие уплотнения. Для этого надо построить модель, чем с большим разрешением — тем лучше, и посчитать поведение лопатки при температурах от -100 до +1500…+1800, в набегающем потоке со скоростями от 0 до хотя бы 300 м\с для гражданской авиации (для военной начинается отдельное шоу про безфорсажный сверхзвук, я про это напишу отдельную статью), при плотности воздуха от «на 200 метров ниже уровня моря — как вокруг мертвого моря» до «взлет в горах на 4000» и «полет на эшелоне 13,700 метров — 45000 футов». И это для гражданского Boeing 747, для простого военного двигателя из 50-х  Pratt & Whitney J58-P4 все чуть сложнее.
И еще, если конечно вы не работаете в Snecma 80-х, и не поставляете CFM International CFM56 для Boeing 737–300, то надо проверить, что двигатель не останавливается в дождливую погоду в облаках, просто потому что не проверили. Это я еще не говорю про управление потоком воздуха на входе, степень смешений контуров, число ступеней наддува, помпаж и прочие слова, в которых я ничего не понимаю.
Для всего этого нужны:
1) математики — чтобы построить модель
2) программисты — чтобы закодить что-то, похожее на модель
3)компьютер, чтобы это посчитал не за год-два, а хотя бы за месяц.
В 2005 в таком компьютере было 0,76 Тфлопс и 64 узла из xSeries 336 — чтобы крутить ANSYS, CFX, CFX TASCflow, LS-DYNA и прочие T-Flex (шутка). На 2021 — 2022 в РФ собирали (на AMD EPYC 7702, NVIDIA A100) около 15–20 тфлопс.

Чтобы масштаб был понятнее, в российском рейтинге СуперЭВМ на первом месте Яндекс с их 21.530 / 29.415 ТФлопс, в мире рекорд — 1194.00 Тфлопс, а на 500 ТФлопс ставят кому попало, в Японию например.

На втором, а может и первом месте по важности, стоит система управления двигателем.

История этих устройств начинается с первых систем автоуправления шаг-газ-закрылки , идет через Vereinigte Deutsche Metallwerke (VDM) , Digital Automatic Flight and Inlet Control System (DAFICS) для ранее помянутого Pratt & Whitney J58-P4, и, наконец, к FADEC.

FADEC

Фото с сайта Safran

Фото с сайта Safran

В современном авиационном турбореактивном двигателе используется АСУ двигателем FADEC — Full Authority Digital Engine Controls. Это один из блоков системы автоматического управления двигателем, работающий на концентрированном матане (таком) , и который выпускается (как можно почитать в документах для ЕС) — 3–4 фирмами в мире (может и больше):
1.Woodward Governor (FMU P/N 5165T63) — совместно с Lockheed Martin Control Systems


2.UTC Aerospace Systems (UTAS)  — это то, что получилось из Hamilton Sunstrand (например, Fuel Metering Unit (FMU) P/N 819700–8) — которые  работают на Rolls-Royce
И там же (в UTAS) — Collins Aerospace (теперь UTAS/Hamilton Sunstrand, ранее Rockwell Collins, часть Rockwell International.

3.BAE Systems (уточнение, BAE Systems  входит в FADEC Alliance —  a joint venture that includes GE, BAE Systems, and Safran Electronics & Defense)

Еще одно фото с сайта Safran

Еще одно фото с сайта Safran

FADEC бывает нескольких поколений, но рассмотрение разницы между ними выходит за рамки заметки, и так слишком сложно вышло. Кому интересно — нейросеть рекомендует:
The story of FADEC [⅓]
The story of FADEC [2/3] — FADEC4: a «brain» for more environmentally-friendly engines
The story of FADEC [3/3] — What will the «brains» of tomorrow’s engines look like?
FADEC 3 — 3rd generation Full Authority Digital Engine Control

В РФ FADEC тоже делали — САУ-14 для ПД-14, БАРК-6В для ТВ7–117В, но …

Но заявлению в гостях у сказки сделано у нас, цитата:

При комплектации САУ ПД-14 используются только российские современные компоненты и элементная база

 — можно и нужно только верить. И я верю! Отчего не верить?

Ни в коем случае не верю лживой американской и английской (и прочих стран НАТО, включая Турцию и Грецию) про Analog devices ADSP2185L, Texas instruments (TI) С5420PGEA200, Texas Instruments (TI) TMS320C30GEL Digital Signal Processor (DSP) и докладу Royal United Services Institute (RUSI) (Silicon Lifeline: Western Electronics at the Heart of Russia’s War Machine).
Оголтелая пропаганда, в бессильной злобе посылающая нейросеть, чтобы не только мутить народ, но и огорчать посланных на перекрытие сотрудников.

Хуже, в смысле отвратительнее только пропаганда про AES256 / SFR, RDA/RDS и MAES-512/xor49 и AES256, доведшая до того, что уважаемые люди из связи вынуждены были приехать во второй по высоте дом в Москве.

К чему это ведет? Где связь?
Связь интересная.
Суперджет
За 2.5 месяца второго квартала 2024:
«СуперджетНью» (Superjet 100, он же SSJ-NEW) SaM146 борт 97021 — перегнали в Жуковский.
Там он и проходит испытания.

В ЦАГИ привезли новое крыло на испытания.
С вариантом SSJ-NEW с ПД-8 (Суперджет борт 95157) какие-то неудобности, знать о которых гражданам не нужно. Как пишут в прессе, цитата:

Сейчас в летных испытаниях опытного образца ПД-8, установленного на Ил-76ЛЛ, произошел перерыв.
Сертификация двигателя ПД-8 сдвигается вправо

План, цитата:

Летом 2023 года планировалось начать лётные испытания и опытного SSJ100 № 95157 с двигателями ПД-8, его полёт также сдвигается ближе к концу года. Самолёт SSJ100 с номером 97003, который фактически является вторым опытным образцом SSJ-New, также планируется поднять в воздух осенью.
Источник 15.08.2023 Юрий Слюсарь назвал срок первого полёта самолёта SSJ-New

Что-то пошло не так, цитата:

«В конце декабря 2023 года в ходе испытаний была выявлена необходимость в проведении дополнительных работ по двигателю ПД-8. Задача — обеспечить его надежность во всех режимах и гарантировать безопасность эксплуатации», — заявил «Ъ» представитель ОДК, разработчика двигателя.
Источник 01.03.2024 Российские самолеты тяжелы на подъем

Анонимы в интернетах на дзене пишут, что вроде как с опытного борта RA-97012 (заводской 95122, бортовой RA-89154) сняли ПД-8, а на опытный же RA-97003 поставили ПД-8 из следующей партии, но что там на самом деле — официальных объявлений не было.

БЕ-200 — второй для Алжира.
Предполагаемый серийный номер 03–12. Он как бы на испытаниях, цитата:

9 января 2024 года стало известно о ведущихся на Таганрогском авиазаводе летных испытаниях нового гидросамолета Бе-200ЧС в экспортном варианте.
09.01.2024 В России начаты летные испытания 20-й построенной амфибии Бе-200ЧС

Но как бы с Бе-200 есть проблема, цитата:

Проблемным моментом в наращивании выпуска амфибии является использование на ней двигателей Д-436, выпускавшихся ранее в городе Запорожье на предприятии «Мотор Сич». На будущих российских Бе-200 планируется использовать новые двигатели — были планы по российско-французским SaM-146, применявшимся на пассажирском «Суперджете» до 2022 года, после разрыва отношений с западными странами не исключено, что в итоги их место займут полностью российские ПД-8. Поставки Алжиру заказанных самолетов осуществляются с Д-436.

ПД-8 — на 8 тонн (7800 кн) взлетной тяги, должен заменить Д-436ТП (с тягой на взлётном режиме 7 500 кгс) , который как бы с 2000 года выпускается в Уфе, но как бы нет. Цитата:

В 2000 году освоено серийное производство турбореактивного двухконтурного двигателя Д-436ТП конструкции Ф.М. Муравченко для многопрофильного, многоцелевого реактивного самолета-амфибии Бе-200, а двигатель Д-436Т1 предназначен для самолета Ту-334. Источник: архив сайта УМПО

Если выпускается, то зачем такая суета при замене?
Связь с производством микроэлектроники — вот она, цитата:

Однако важно отметить, что один из контрактов предполагает поставку некоторых комплектующих из Швейцарии, в том числе блоков контроля вибрации двигателя, кабельных сборок и акселерометров. Хотя эти компоненты жизненно важны для функциональности самолета, они потенциально могут подвергнуться экспортным санкциям из-за международных ограничений.

However, it«s essential to note that one of the contracts involves the supply of certain components from Switzerland, including engine vibration control units, cable assemblies, and accelerometers. While these components are vital for the aircraft«s functionality, they may potentially be subjected to export sanctions due to international restrictions.
September 4, 2023 Algeria receives Beriev Be-200ES Altair Amphibious Aircraft for Firefighting

Как так то? Вот же, есть и литографы, есть и заявления от Ростеха про налаженный выпуск того и сего, неужели есть какие-то незначительные затрунения с системами контроля вибрации и акселерометрами?
Как с Ростеховским, цитата:

Как сообщили CNews представители «Ростеха», к моменту выпуска материала МП21 являлся «самым миниатюрным решением» на базе «Эльбрус-2С3»
Используются ли в ПК иностранные технологии?

— «Частично применяются элементы электронной компонентной базы иностранного производства».

Источник

ТУ-204 (214)
Восстановленный Ту-214 (RA-64518) летает, восстановленный Ту-204–100В (RA-64043) — летает, но вот новый … с нового года так и стоит в цеху сборки.
Зато, это еще раз к вопросу импортозамещения, КБ Туполева продлило сроки эксплуатации трапов, цитата:

2 мая 2024 г., AviaStat.ru — АО «Туполев» впервые получило Одобрение Главного изменения к сертификату типа самолета Ту-204–300 на увеличение сроков службы баллонов систем газонаполнения аварийных трапов Air Cruisers Company. Работа проходила в рамках продления назначенных сроков службы авиационных компонентов импортного производства, установленных на самолетах Ту-204/214, в условиях санкций без участия разработчика комплектующего изделия. Об этом сообщает AVIA.RU со ссылкой на данные ОАК.
Источник 2 мая 2024 АО «Туполев» получило Одобрение Главного изменения и расширение области действия Сертификата Разработчика

AIR CRUISERS COMPANY, LLC — это Safran Aerosystems Evacuation (Air Cruisers), Zodiac Aerospace, Headquarters: Wall Township, New Jersey, United States

Ил-112В и Ил-114
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в госкорпорацию «Ростех») возобновила программу летных испытаний Ил-114–300, в рамках которой второй опытный самолет совершил первый полет с аэродрома филиала ПАО «ОАК» — ЛАЗ им. П.А. Воронина, сообщили в ОАК в воскресенье, 31 марта.
31.03.2024 Возобновились летные испытания Ил-114–300 с двигателями разработки «ОДК-Климов»

МС-21
С МС-21 в ходе импортозамещения тоже не так чтобы хорошо.
Заявлено, цитата:

На Иркутский авиазавод в начале января прибыла левая консоль крыла для МС-21. Деталь изготовлена из российских композитов. Груз преодолел свыше пяти тысяч километров, прежде чем попасть на предприятие, сообщается в соцсетях Иркутского авиазавода.
Транспортировка стартовала 31 декабря 2023 года. Перевозили деталь на присоединенном к седельному тягачу 24-метровом трале, изготовленном на заказ специально для транспортировки крыла гражданского самолета.
Автоколонна отправилась в Ульяновск за правой консолью для МС-21. Водители проведут в дороге весь январь, в начале февраля вернутся на предприятие с грузом. Источник

У меня вопрос, это каждое крыло будут возить по месяцу в пути? Получится где-то по 6 самолетов в год.

Но самое интересное не это. С таким крылом МС-21–300 летает с 25 декабря 2021 года, цитата:

Первый полет самолета с крылом из российских композитов доказывает: мы все сделали правильно, программа МС-21 последовательно и неуклонно продвигается вперед, несмотря на санкции и недобросовестную конкуренцию. Источник

И крыло, конечно, хорошее, цитата:

В рамках программы импортозамещения отечественной промышленностью были оперативно разработаны собственные материалы, не уступающие по характеристикам применявшимся зарубежным. . Композитное крыло является одним из важных преимуществ МС-21 перед зарубежными аналогами (крылья А320neo и Boeing 737MAX выполняются из традиционных металлических сплавов): применение прочных и легких композиционных материалов дало возможность разработать крыло большого удлинения и улучшить аэродинамику самолета с одновременным увеличением диаметра фюзеляжа для обеспечения повышенного комфорта пассажирам и сокращения времени оборота самолета в аэропорту. Источник

Но есть нюанс. Пока на МС-21 обещали, еще в 2010, с производством в 2016, с PW, цитата

МОСКВА, 20 окт — РИА Новости. Лучшие в своем классе по экономичности, уровню шума и выбросам в атмосферу авиадвигатели PW-1000G Engine Overview, которые испытывает американская компания Pratt & Whitney, новый российский региональный самолет МС-21 получит к 2015 году. Об этом сообщил в среду РИА Новости директор компании по сбыту и маркетингу по России и странам СНГ Стивен Торбан. . Макет пассажирского салона для нового самолета МС-21 российская корпорация «Иркут» впервые представила на авиасалоне «Фарнборо-2010». Первый полет лайнера этого семейства, ориентированного на мировой рынок, намечен на 2015 год, начало серийного производства — на 2016 год.
РИА новости

То есть в 2018, цитата из 2016:

Первый полет нового МС-21–300 запланирован на декабрь 2016 — февраль 2017 года. Поставка самолетов заказчикам начнется в конце 2018 года. Полсотни лайнеров уже заказал «Аэрофлот».
Источник

На МС-21 с PW-1000G обещали, если верить анонимам в интернете, 211 пассажиров и 6000 км, хотя найти для МС-21 обещанные OEW (Operating empty weight), MEW (manufacturer’s empty weight) , SI (standard items), OI (operator items) несколько затруднительно. С ПД-14 обещали чуть хуже, 164 пассажира и 5000 км. Обещали. Не рассматривая наработку на крыле до снятия и сроки поставок запчастей к ПД-14.

Злые языки говорят …

Говорят, что 211 пассажиров в компоновке «как кильки в банке» остались, даже сертификат получен, с весом как-то непонятно. Злые языки говорят, что масса после импортозамещения подросла на 5.75 тонн, цитата:

Исходя из данных производителя, масса пустого импортозамещенного самолета по отношению к предыдущей версии (МС-21–300 с планером с использованием иностранных компонентов и западными двигателями) увеличилась на 5,75 т. По данным собеседников «Ъ», это произошло за счет применения отечественного композита и новых систем самолета.

В итоге дальность полета при максимальной коммерческой загрузке в 20,3 т сократится, по данным «Ъ», до менее 2,8 тыс. км, а по данным некоторых источников — менее 2 тыс. км. При этом предельная высота полета, которую сейчас может освоить самолет, — 7 км. Без снижения массы самого самолета и его систем, по мнению собеседника «Ъ» в авиапроме, достижение плановых летно-технических характеристик будет недостижимо. «Невозможно увеличить тягу двигателя на 20%», — говорит он.

Что по этому поводу говорят в министерстве? Цитата:

Член наблюдательного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР, заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов обратил внимание, что сообщение о переносе на два года поставок самолетов прозвучало в день, когда президент России выступал с Посланием Федеральному собранию. …
Главная же проблема — отсутствие необходимого числа профессиональных работников — инженеров, технологов, ученых, рабочих. Их не хватает с тех пор, как было умышленно разрушено наше гражданское авиастроение. Но в программе нет целевых расходов на подготовку кадров. Нужно восстанавливать систему профтехобразования.

Вдобавок у нас нет собственного станкостроения — поставленные ранее импортные станки после того, как к ним перестали поступать комплектующие, попросту гниют. Кроме того, выполняют данную программу лица, которые ранее участвовали в разрушении нашего авиастроения. И они должны быть убраны из экономической сферы, это является насущной необходимостью.

Про 5.75 тонн уже поступило опровержение, но почему-то от анонимов на Дзене, а не от Ростеха, и в стиле «вы все вретииииии я эксперт», ознакомиться можно на техноомске  

Итоги
Итоги всего перечисленного выше опубликовали еще 01.03.2024, цитата:

Минпромторг и госкорпорация «Ростех» официально объявили о переносе сроков поставок всех российских пассажирских самолетов, разрабатываемых для замещения западного флота, — SJ-100, МС-21, Ту-214 и Ил-114–300. Поставки должны были начаться в 2024 году, но теперь сдвинуты на 2025–2026 годы. Кроме того, по данным «Ъ», сертификация самолета «Байкал» Уральского завода гражданской авиации перенесена на 2024 год, начало поставок — на 2025 год.
Российские самолеты тяжелы на подъем

С оставшимися в РФ иностранными бортами все хорошо, цитата:

МОСКВА, 26 мая. /ТАСС/. Иностранные самолеты Boeing Airbus в парке российских авиакомпаний полностью соответствуют требованиям авиавластей РФ, проблем с обслуживанием нет. Об этом рассказал первый вице-премьер РФ Денис Мантуров
«Идет постоянная работа в части технического обслуживания. Они соответствуют полностью всем требованиям, которые предъявляются нашими российскими авиационными властями, поэтому относительно ремонта и своевременной замены запчастей все это делается», — сказал он.
Мантуров заявил об отсутствии проблем с обслуживанием Boeing и Airbus

Требования авиавластей РФ это отлично, они же совпадают с требованиями «certificate limitations and operating procedures of the Airplane Flight Manual (AFM)» и minimum equipment list (MEL) ? Там же точно установили все обновления для flight control computer (FCC) и MAX display system (MDS), как писала FAA в 2020 году и как FAA писала на днях в 89 FR 33294?

Обязательный с недавних пор параграф, критикуешь-предлагай
Новореги с 0 статей почему-то пишут, что нейросеть только критикует, ничего не предлагает и даже не хочет начать с себя, вынести мусор. Предложения у меня, конечно, есть — и они не новы.
Процитирую очень уважаемый источник:
Чтобы спасти страну решили ученые клонировать Сталина.
Ну, очнулся отец народов, оглядел что вокруг творилось и сказал:
— Товарищи, что бы спасти страну я имею 2 предложения:
Продолжение в моем телеграмм канале …

Habrahabr.ru прочитано 2729 раз