Почему у Уругвая получилось. История одного зелёного перехода
Уругвай уверенно занимает верхние строчки различных рейтингов успеха среди стран Южной Америки. По показателям ВВП на душу населения, политическим свободам и зрелости демократии он сопоставим с региональным лидером — Чили.
На фоне довольно быстрого экономического роста в стране, в 2007 году начали проявляться признаки надвигающегося энергетического кризиса, цены на электроэнергию росли и были плохо предсказуемы, началось лимитирование потребления и даже блэкауты.
Однако государство смогло сделать ряд правильных шагов, которые в конечном итоге не только решили проблему нехватки электроэнергии, но и помогли построить одну из самых экологически чистых и по настоящему суверенных энергетических систем.
Первым шагом было формирование политического консенсуса вокруг целей и методов реформ. Такие природные ресурсы как ветер, солнце и вода были продекларированы в конституции как достояние народа Уругвая. На национальном уровне были поставлены цели на построение независимой энергетики с возобновляемыми источниками. Это заложило прочный правовой фундамент для последующих реформ.
На пост директора национальной энергетики в 2008 году был назначен Роландо Мендес Галайн (Rolando Méndez Galain).
Это кадровое решение, очевидно, стало одним из ключевых, определивших будущий успех. Скромный профессор местного университета, физик по образованию, хоть и без обширного опыта в госуправлении, но подошедший к вопросу как учёный, смог вдохновить государственные и частные структуры на глубокие реформы. Примечательно, что его главным мотивом реформ была не декарбонизация, а построение надёжной, доступной и независимой энергетики.
По словам Мендеса, пришлось решать множество проблем в самых разных областях: экономика, технологии, экология, геополитика, социально-культурные и даже вопросы этики. Пришлось добиваться кредитов от международных организаций и банков, урегулировать конфликты с профсоюзами традиционной ископаемой энергетики, и строить принципиально новые программные системы для управления высоковолатильной возобновляемой генерацией.
Согласно Мендесу, система, основанная на возобновляемых источниках энергии, требовала не только новых технических решений, но и новой бизнес-модели. В случае традиционной тепловой электростанции, работающей на ископаемом топливе, до 80% расходов связано с ценой на топливо, которая колеблется на спотовом рынке. С возобновляемыми источниками энергии всё оказалось иначе. «Топливо» бесплатное, эксплуатационные и ремонтные расходы достаточно низкие, поэтому конечная стоимость энергии — это по сути стоимость погашения инвестиций, то есть это почти полностью финансовый бизнес. Эта разница позволила правительству исходить из долгосрочной перспективы и заключить соглашения о покупке электроэнергии с частными компаниями, гарантируя цены на энергию на много лет вперед. Государственная коммунальная служба UTE проводила аукционы на проекты, основываясь на своих заранее определенных потребностях для каждого источника энергии. Например, она проводила тендер на определенное количество ветровой мощности; компания, предложившая лучшую цену, получала контракт, гарантирующий, что коммунальная служба купит 100% электроэнергии, которую она производит, в течение, скажем, 20 лет. Коммунальная служба имела бы гарантированное снабжение, а генерирующие компании — гарантированную доходность инвестиций через счета клиентов.
Уругвай ввел строгие правила для своего нового энергетического рынка. Были опасения отпугнуть инвесторов, сказал Мендес. «Произошло обратное», добавил он. «Произошла лавина инвестиций».
Хотя в генерацию инвестировал частный сектор, государственная коммунальная служба вложила средства в инфраструктуру передачи и распределения.
«Переход на чистую энергию не будет одинаковым для каждой страны, но определенные элементы схожи для всех» говорит Мендес.
«Первое, без сомнения, — это политическая воля», — сказал он. Переходы в энергетике занимают больше времени, чем одна администрация, поэтому важно заключать широкие соглашения и строить общественную поддержку, разрабатывая «национальные нарративы». «Хорошая новость», — добавил он, «заключается в том, что сегодня, в отличие от нескольких лет назад, аргументы в пользу возобновляемой энергии можно привести исключительно на экономических и энергетических основаниях». Мендес, который возглавлял усилия своей страны по борьбе с изменением климата с 2015 по 2016 год, утверждает, что возобновляемая энергия экономически выгоднее и может обеспечить стабильность, освобождая страны от колебаний цен на сырьевые товары, которые подвержены войнам и другим геополитическим событиям, полностью находящимся вне их контроля. «Переход на возобновляемые источники энергии происходит не только из-за климатического мандата, но и потому, что это наиболее выгодно для страны. Вот так просто», — сказал он.
Итог трансформации был очевиден менее чем через 10 лет. Уругвай почти полностью отказался от ископаемых энергоносителей, была повышена стабильность цен и энергоснабжения, при этом были созданы дополнительные 3% новых рабочих мест в сфере возобновляемой энергетики.
Сейчас Мендес пропагандирует опыт Уругвая как модель успешного энергетического транзита для других стран. Он убеждён, что многие проверенные инновации могут быть тиражированы по всему миру.
Глядя на данную историю успеха, возникает вопрос, всё ли так безоблачно в этой истории? Есть ли какой-то подвох? Да, без нюансов конечно не обошлось. Во первых цены на электроэнергию в Уругвае всё же одни из самых высоких в регионе. Такова цена полной энергетической независимости и экологичности. Вторым фактором, который делает данный успех особенным — это конечно везение. Уругвай одна из стран, которая обладает огромным ресурсом гидроэнергии. Данный тип генерации идеально дополняет нестабильную ветро- и солнечную генерацию и позволяет быстро и дешево маневрировать нагрузками. Тем не менее, пример Уругвая может служить отличным примером быстрого зелёного перехода в отдельно взятой стране.
Habrahabr.ru прочитано 2368 раз