От вуза до банка: почему я ушел работать из маленькой компании в большую

Привет, Хабр! Меня зовут Михаил Синельников, я Team Lead DevSecOps в РСХБ‑Интех. Не так давно я рассказывал, по каким критериям выбираю сотрудников себе в команду. В этой истории, ввиду распространенности удаленки и того факта, что сам я сотрудник из региона, приходится много общаться с ребятами из небольших региональных компаний. Заметил, что многие боятся или до конца не решаются покидать маленькие местные компании из‑за мнимой «стабильности», да и сам я таким был. Со временем я изменил свое мнение в пользу крупных федеральных организаций, и сегодня на личном примере расскажу почему.

0824087bffa38d8562d16e44c9b0d45c.png

От вуза до производителя выпечки

Я вошел в ИТ в 1997 году в Марийском политехническом институте. Как раз в том году в нашем вузе появился интернет. Я работал с третьего курса у проректора, занимался технической документацией и не только: документы по аккредитации, методички, пособия, различные инструкции. Плюсы такой работы: престижно работать у проректора пока учишься, есть доступ к хорошему оборудованию и интернету, уважение на кафедре, где обучался. Минусы тоже понятны — оплата.

После института я устроился на завод «Махаон» программистом. Это было местное производство хлебобулочных и кондитерских изделий, достаточно большое, производившее более 150 тонн кондитерки, даже по Российским меркам (начало 2000-х годов). Уже на тот момент я осознал разницу в масштабах двух организаций. В институте я делал заметно меньше и работал преимущественно с бумагами. Когда я попал на завод, на меня навалились разные производственные процессы: экспедиция, склад, лаборатория, бухгалтерия, экономисты и еще много разного.

Новые обязанности стали не обузой, а отправной точкой для роста. Мы с моим руководителем автоматизировали весь на тот момент цикл производства. Тогда у нас были в распоряжении компьютеры уровня Pentium 4, первые процессоры, только‑только появлялась витая пара, свичи даже не 100 Мб, а 10 МБ, и много чего еще. Мы тянули внутренние локальные сети, работали с первым самосборным сервером и автоматизировали процессы. Всему учиться приходилось самостоятельно. Там же на производстве я впервые начал программировать.

Еще одним крайне полезным фактором было погружение в жизненные циклы производства: от момента, как на производство поступает сырье, как оно используется по рецептурам, по каким документам это все проводится, как оплачивается и появляется прибыль. Кроме всего прочего, тогда я очень хорошо погрузился в бухгалтерию, в перемещение товарно‑материальных ценностей и финансовых потоков. Нужно понимать, что предприятие было большое, оно имело большую дилерскую сеть более чем в 36 регионах. И, соответственно, нужно было весь пул необходимых процессов автоматизировать. В то время это было абсолютно нетривиальной задачей, учитывая возможности сети интернет: DialUp, в лучшем случае ADSL‑модемы, полностью асинхронные процессы. Никаких обучающих курсов и гайдов у меня не было, все полностью из головы, просто как я мыслил, так и делал, набивая синяки, поднимался, переделывал и шел дальше.

Плюсы здесь понятны: неимоверный опыт автоматизации огромного предприятия. Оплата так же была на уровне, директор ценил коллектив. Минусы: через 7 лет понял, что я все знаю, все автоматизировано и далее наступает «день сурка».

Привет, ЭР-Телеком

Предприятие по производству выпечки и кондитерских изделием после вуза казалось мне большим и сложным. Но спустя 7 лет я перешел в более крупную российскую компанию — ЭР‑Телеком. И вот тут я понял, что такое действительно большая компания российского масштаба! Кроме различных технических процессов, это еще и люди, крутое обучение, которого у меня до этого не было, новое оборудование операторского уровня, а не самосборные сервера, очень мощные маршрутизаторы, и все это нужно изучать. Я познакомился с большим комьюнити по разработке операционных систем, у меня был крутой наставник — ведущий администратор серверов из комьюнити FreeBSD. Я участвовал в разработке системы и во всех процессах создания инфраструктуры компании. У нас были очень крутые семинары с обучением, получением международных сертификатов, поездки в Пермь, где проходили тренинги, и много других полезных мероприятий. Переход в большую компанию позволил мне осуществить еще более качественный скачок вперед и, что немаловажно,  быстрый за счет всестороннего обучения.

В максимально короткие сроки в ЭР‑Телеком я вырос из программиста в ведущего администратора серверов. Через два года, в 2008, я стал ведущим администратором биллинга, а в 2009 году — межрегиональным администратором серверов и биллинга. То есть я обслуживал все Поволжье: Казань, Нижний Новгород, Чебоксары, Киров, Уфу, Йошкар‑Олу и еще много других городов. Еще через два года моя зона ответственности расширилась на все города присутствия компании. Это очень ответственно: тебе доверяют управление интернетом миллионов абонентов и хранение их персональных данных.

По итогу за время работы в ЭР‑Телеком я получил огромное количество знаний, которые я бы не смог получить ни в институте, ни в местной компании по производству хлебобулочных и кондитерских изделий. Но был и неприятный момент — при расширении не набирали новых людей, и я никак не мог на это повлиять. Нагрузку распределяли на ведущих специалистов, что приводило к выгоранию и деградации.

Финансовая сфера

В 2011 году я подумал, что было бы неплохо попробовать поработать в ИТ‑маленьких компаниях, которые необходимо создавать и развивать с нуля. В голове уже были определенные мысли, как правильно выстраивать процессы. Так и поступил. Ушел из ЭР‑Телеком в небольшую организацию, занимающуюся разработкой платежной системы «Монета.ру». За довольно короткий срок мы подняли инфраструктуру этой компании, она начала приносить большой стабильный доход, и руководители не скупились на оплату труда.

Все пришло к тому, что эта платежная система переросла в небанковскую кредитную организацию. Она стала, по факту, интегратором и процессингом между достаточно крупными банками и НКО. Я принимал активное участие в выстраивании этих взаимодействий, погрузился в вопросы шифрования и передачи отчетности в Национальный Банк, в работу криптопровайдеров, АРМ КБР, ПТК ПСД. В этом плане очень помогал полученный ранее опыт работы программистом и администратором серверов. Я понимал, как разрабатывать программы, писать код, автоматизировать, как выстраивать жизненный цикл продуктов (в этот раз уже программных) и как настраивать «железо». Полученные ранее связи с различными директорами и сообществом тоже очень помогли в продвижении компании.

В итоге все процессы были настроены, НКО жило в полную силу. Это был самостоятельный «живой организм», который начал существовать и без моего участия. Мне нужно было идти дальше.

Образование

Я решил попробовать себя еще в одной местной компании Ispring. На этот раз она занималась разработкой ПО, которое потом продавала на международные рынки в Европе и США. Это был тоже определенный, скажем так, стартап. Студенты разрабатывали программу для дистанционного образования, если точнее — онлайн‑сервис, который позволял обучаться дистанционно сотрудникам различных компаний.

Пришел я туда в роли ведущего специалиста службы безопасности. Но из интересного в данной компании было только знакомство с международным рынком и сертификация GDPR. Если предыдущая компания была связана только с российским рынком ввиду ограничений законодательства, то в новая организация была международной, и мне нужно было контролировать площадки во всех зонах присутствия в России, США и Европе.

Я начал заниматься исследованием и тестированием сервисов, банальными запусками классических сканеров уязвимостей. И тут, конечно, пришлось попотеть в части понимания специфики работы зарубежных ЦОД, выбора лучших из них и перестройки рабочих процессов и инфраструктуры. Главным новшеством для меня стал опыт дистанционного построения кластеров в удаленных локациях (договора, закупка железа, монтирование «удаленными руками», настройка и поддержка), упаковка микросервисов в Docker и оркестратор K8S. Главным стрессом — новички, которые приходили со своими мыслями и идеями и с ходу, не изучив инфраструктуру, начинали их внедрять. А потом мы с моей командой за ними восстанавливали информационные системы и объясняли, почему так как они сделали делать нельзя и что именно привело к поломкам. В этой компании я впервые попробовал себя в роли ментора. Я начал помогать большому количеству людей исправлять их дефекты и развиваться. Было ещё несколько минусов, которые перевесили все позитивные стороны моей работы. И я снова понял, что надо двигаться дальше.

РСХБ-Интех

При поиске новой работы для меня были определяющими несколько факторов: оплата труда (естественно, как опытный специалист я уже хотел стабильный устраивающий меня доход), интересные задачи и процессы, интересные партнеры, комьюнити и возможность развития.

Я начал смотреть в сторону крупных федеральных компаний. На местном рынке у нас было и есть несколько хороших ИТ‑компаний, но они не отвечали моим интересам на момент поиска из‑за отсутствия внутреннего сообщества и из‑за стагнации в части процессов. Нет интереса использовать новые продукты и оборудование, развиваться в плане ИТ или хотя бы идти в ногу со временем. Это можно понять, «работает — не трогай». Но это не то, что я хотел.

Может прозвучать высокопарно, но мне нравится работать с новым, предлагать что‑то свое и осваивать прорывные инструменты, сервисы и методы работы, поскольку считаю, что таким образом помогаю продвижению этой области и вношу свой вклад в ее развитие. Для меня это крайне важный момент моей реализации внутри профессии, который и становится главной причиной поиска новых, более интересных компаний в плане ИТ.

Путь поиска нового и интересного привел меня в РСХБ‑Интех на должность TeamLead DevSecOps. Ни одна местная компания не могла и не может предложить мне схожий уровень дохода. Кроме того, я общаюсь с топовыми вендорами в области информационной безопасности и разработчиками систем, могу задать им вопросы, подкинуть какие‑то идеи по дальнейшим шагам улучшения продукта, и меня слышат. Автоматизация DevSecOps‑процесса в крупном банке — это, безусловно, серьезнее всего, что у меня было до этого. Именно в банковской сфере сейчас у меня самые сложные и интересные задачи из всех, с чем я сталкивался в своей карьере. И они не прекращаются.

Финтех в России развивается очень стремительно, нужно успевать за трендами индустрии, при этом не забывая поддерживать выстроенные процессы. Банковскими услугами пользуются все: этот факт держит меня в тонусе, не давая закиснуть на работе. Отстанешь — и все процессы в миг устареют, системы начнут сыпаться, что не приведет ни к чему хорошему.

Стоит еще отметить, что в РСХБ‑Интех я впервые столкнулся с такой активной корпоративной жизнью. Раньше были обучения, выезды на тренинги, и мне они казались верхом вовлеченности. Но сейчас я езжу на конференции, выступаю на митапах, пишу статьи, и коллеги мне в этом помогают. В первую очередь мне этот факт помогает еще глубже интегрироваться в сообщество, знакомиться с его новыми участниками, бесплатно участвовать в дорогостоящих конференциях и быть в курсе происходящих событий, а также искать специалистов в команду. На первый взгляд вся эта деятельность может казаться лишней дополнительной нагрузкой, но по факту, именно мне она очень помогает работе и серьезному продвижению. Возможно, мне просто повезло с нашими процессами.

Обучение тут тоже устроено совсем на ином уровне. По понятным причинам, небольшие региональные организации не могут себе позволить дорогое качественное обучение сотрудников. Мы получаем очень крутые обучающие курсы, enterprise инструменты и не только. Кроме того, регулярное общение с лучшими специалистами области мотивирует меня не отставать от трендов, чтобы не чувствовать себя в отрыве от «прогресса».

В заключение

Много наговорил, попробую подытожить свое «житие».

По моему опыту, если вы амбициозны, хотите расти и развиваться как специалист (в ИТ‑области), вам необходимо постоянно держать себя в тонусе, искать новые задачи, необычную нагрузку, пробовать новые инструменты, общаться с сообществом, в общем шевелить мозг.

Небольшие региональные компании, как правило, хороши только на определенном этапе вашего развития или вообще могут стать лишним звеном в цепочке роста. В крупных организациях зачастую есть и менторство, и курсы, и обучение сразу в полях. Благодаря этому вы сможете расти как специалист быстрее, чем в небольших компаниях.

Небольшим региональным компаниям, чаще всего, не нужно активное развитие, самое современное оборудование и следование трендам рынка в целом. Они берут среднюю планку и держат ее. Это ни хорошо, ни плохо, это политика той или иной организации, отвечающая ее целям и задачам. Но такая политика будет вступать в конфликт вашим амбициям. Или вам просто очень быстро наскучит в таких организациях работать. Есть исключения, но они не повсеместны.

Небольшие региональные компании редко когда могут позволить себе выводить отметившихся сотрудников на ключевые конференции, митапы, конкурсы и другие отраслевые мероприятия. В крупных организациях это сделать заметно проще и, нередко, они сами поощряют такую деятельность. Кроме того, видя тебя на должности в ключевых крупных компаниях организаторы различных мероприятий лучше к тебе относятся и нередко сами дают бесплатные доступы и приглашают в качестве спикера.

Не все крупные компании хороши — если хотите держать себя в тонусе, выбирайте активно развивающуюся сферу, в которой часто появляется что‑то новое. Для себя я определил, что финтех всегда будет нескучной сферой с абсолютно нетривиальными задачами. Ну, по крайней мере, пока существуют товарно‑денежные отношения.

Я проработал в банке 3 года, время пролетело незаметно — это как яркая вспышка позитивных эмоций, и за эти годы мне стало только интереснее работать. Я не чувствую и намека на стагнацию, всегда получаю нужный уровень оплаты труда и имею возможность узнавать из первых рук про новые тренды. Пока не знаю, что для меня может быть настолько интереснее, чтобы эту сферу покинуть.

Habrahabr.ru прочитано 2110 раз