Насколько важно воспитание — на примере бурых медведей

Всё время эти вопросы бесконечно задают учёным, те же Северинов и Гельфанд на любом эфире отвечают про связь генетики (то есть набор генов при рождении) и тот уровень интеллекта, которого сможет достигнуть потом человек, благодаря воспитанию, питанию и так далее. Не берусь как любитель антропологии вот прям жёстко сказать как оно есть, но нажму в сторону того, что главное — воспитание. Если даже очень умный по потенциалу родится среди дураков…

В общем новейшее исследование, буквально пара месяцев прошла — https://www.nature.com/articles/s41467–024–54722-z. Общая суть — 12 биологов профессионального уровня исследовали десятки разных бурых медведей. Цель — узнать как место рождения влияет на питание у животных. Важно было понять — вот есть общий вид, есть подвиды бурых медведей, а есть ведь отдельные особи. Вот насколько каждый медведь уникален? А по какой причине он уникален, что его сделало уникальным — генетика при рожде7нии или мама и среда вокруг воспитали и повлияли больше? Медведи твари всеядны, даже всеяднее человека, способны жрать без проблем недельную падаль. Потому очень удобны для подобных исследований, сразу станут понятны отличия у разных медведей.

Изучали специально только самок, каждую с рождения. Вариации у них составили от мясной специализации до всеядной, то бишь часть медведиц становились буквально супер=хищниками, минимум друг8ой еды. Наибольшее влияние на то, как станет питаться медведица оказало — наблюдение медведицы за другими медведями и животными вокруг — 13% от всех факторов. Окружающая среда — 5% влияния. Непосредственное воспитание от матери — 11%. Влияние личных, собственных колебаний — 9%. Генетическое наследие — 3%… Ещё пометка — дети-медвежата питались как матери, но до 3-х лет, это срок взращивания медведицами своих детей. Дальше самостоятельная жизнь и значит свои собственные наблюдения и решения — 48% оставалось за самой медведицей, это её выбор что и как делать-выживать.

Это говорит за то, что даже медведи, бесконечно далёкие от человека по уровню социальности (медведи по сути своей низко-социальные твари, собрать в одном месте 1000 медведей нереально, почти не зависят в важнейшем развитии себя от генетики. Они могут стать кем угодно на уровне медведей. Если перевести на человека, то один стал буквально туристом вечным, живущим с охоты на зверьё, а другой наоборот фермером.

A Шерсть медведя обычно растет с июня по октябрь, а стабильные изотопы азота (δ15N) отражают совокупное потребление пищи в период роста шерсти. Фаза покоя, когда шерсть перестает расти, длится до спячки, за которой следует выход из зимней берлоги и линька в конце мая — начале июня. Образцы шерсти были взяты во время отлова медведей в апреле–июне и отражают рацион медведей в предыдущем году. B Распределение в пищевой нише самки (жирная линия) и индивидуальные пищевые ниши, обозначенные положением каждой особи. Научная иллюстрация Джулианы Д. Спар, SciVisuals.com.

342fa397bd141f8005418acfdfcfe8d3.png

Изучено было 231 образцов волос, от 71 самки бурого медведя. У них было 33 матери медведицы. Через 5 лет после отделения от матерей, влияние их воспитания на дочерей падало почти до нуля. В итогу да, если медведица рождалась у «мясоядной» матери, то первые 3 — 6 лет медведица могла быть более «мясоядной», чем другие медведицы, но потом в силу собственного опыта выживания, могла менять свои пищевые привычки и по другому питалась. То бишь генетика это прекрасно, но только как база, общие параметры для данного конкретного организма. Дальше — воспитание и ещё дальше — опыт на основе воспитания и затем вообще только личный опыт.

Ещё важная пометка — на счёт отцов. Генетика отцов и соответственно то, как питались отцы медведиц — вообще не оказывала никакого влияния на то, как будут питаться и значит думать-выживать медведицы. То есть гены папы нужны только как гены-зачатия, то бишь гены ничего особо не решали.

Суммарный вывод стать от 12 биологов — обучение и индивидуальные стратегии намного важнее, чем базовая генетическая площадка. Медведица могла родится и расти буквально на одной лосятине-косулятине-кабанятине, а затем, когда стала сама жить, стала кедрово-рыбной или как то так. Но конечно и воспитание важно — оно позволяет выживать долгое время и пользоваться наработками прошлых поколений медведей, однако и это не запрещает полностью изменить себя каждой из медведиц. Генетика при рождении почти не влияет на итоговую «личность» каждой отдельной медведицы. Выбор как выживать и что делать — за каждой из них, лично.

Дальше мой личный вывод. Это всё можно чуток на людей спроецировать. Скажем так — детство у медведей это 3 года. Для людей детство ну скажем 18 лет. Получается, оправдываться «меня таким родили» вообще никто не имеет права, а оправдываться — меня таким воспитали — имеешь право ну скажем до 30 лет и то это уже много. Человек всё таки не мишка, мозгов намного больше относительно размера тела, мозги намного лучше работают и потому могут намного быстрее понять свои же баги. Даже для дикого, опасного медведя, личный выбор в выживании — главный. А уж человек, который читает, понимает законы вокруг себя, просто не имеет права кивать на свою «неудачную» генетику или на то, что 10 — 30 лет назад его таким мама воспитала и вот теперь он избалован или что то ещё.

4f7acd5a4e836026567619a524e07c55.png

Связь между пищевой нишей самки бурого медведя и т позицией ее матери в течение количества лет отделения от матери, которое в популяции происходит в возрасте 1,5–2,5 лет. Позиция дочери напоминала позицию ее матери в первые годы после отделения, но это сходство исчезло через 4 года.

ce5156cd56a9a8fbe048dc26067c38a1.png

Пищевая позиция потомства в первые два года после разделения, не связана с позицией их отца ( n  = 17 уникальных отцов) .

8ac33b44aa052399632c5be8d0d47eac.png

Habrahabr.ru прочитано 1702 раза