Внутриканальные наушники JH Audio Lola: незаурядный гибрид среди арматурных моделей

Наушники Jerry Harvey Lola — очень необычное решение не только для линейки Universal, но и вообще для Джерри Харви. О том, кто он и чем знаменит, можно прочитать в вышедшем недавно обзоре модели Roxanne. Для тех, кто не любит ходить по ссылкам, напомним вкратце: это экс-звукорежиссер Van Halen и основатель собственного бренда, с именем которого связывают появление IEM-наушников как таковых. Заодно еще раз перечислим четыре модели, вошедшие в обновленную линейку Universal:

JH 13v2 Pro Universal имеет 8 сбалансированных арматурных излучателей — по два на низкие и средние частоты, плюс еще 4 — на высокие. Эта модель стала самой популярной в среде любителей музыки: в ней уже есть все ключевые технологии линейки, а стоимость самая низкая.

JH 16v2 Universal — модель более «продвинутая» и располагает 10 арматурными драйверами: четыре отвечают за НЧ-диапазон, два за средние частоты и еще четыре — за ВЧ.

JH Roxanne Universal — уже знакомая нам модель, обладательница сразу 12 (!) арматурных излучателей в каждом наушнике, по четыре на НЧ-, СЧ- и ВЧ-диапазон.

Ну и, наконец, JH Lola Universal — оригинальные гибридные наушники, о которых мы сегодня подробно и поговорим.

Изначально Джерри Харви и компания делали основной акцент на арматурные решения. В модели Lola было решено реализовать очень популярную ныне гибридную конструкцию, однако сделать это несколько необычным образом. Чаще всего динамический драйвер в гибридах отвечает за воспроизведение низкочастотного диапазона, а вот в JH Audio Lola над ним трудятся сдвоенные арматурные излучатели — по замыслу разработчиков, это должно обеспечить более «быстрый» и детализированный бас.

Динамические же драйверы отвечают за среднечастотный диапазон, причем расположены они весьма интересным образом — об этом мы обязательно поговорим в соответствующей главе обзора. Ну и, наконец, высокие частоты воспроизводят четыре арматурных излучателя — такие же, как в наиболее «продвинутых» моделях от производителя. В итоге получились крайне оригинальные наушники, обладающие своеобразным звучанием с интересной окраской.

Технические характеристики

Заявленный диапазон воспроизводимых частот 20 Гц — 20 кГц
Импеданс 16 Ом
Чувствительность 105 дБ/мВт
Драйверы гибридные, 8 в каждом наушнике: 2×НЧ (арматурные) + 2×СЧ (сдвоенные динамические) + 4×ВЧ (арматурные)
Подключение к источнику проводное, миниджек 3,5 мм
Кабель съемный, коннектор 4-pin
Длина кабеля 1,2 м
Масса одного наушника 8 г
Цена в магазине Doctorhead 112 200 руб. на момент публикации обзора
Розничные предложения

Упаковка и комплектация

Оформление упаковки у всей серии практически одинаковое: первой пользователь видит «суперобложку» с изображением устройства, логотипом производителя и краткой информацией.

Дизайн солидный, даже строгий, но при этом очень привлекательный. Поставляются наушники в кейсе, о котором мы поговорим отдельно. Кейс в свою очередь закреплен в ложементе внутри коробки из плотного черного картона с откидывающейся крышкой.

В комплект поставки входят сами наушники, кабель с регулятором низких частот, отвертка для вращения этого регулятора, металлический кейс, кисточка для очистки, сменные насадки, документация и фирменная наклейка.

Сменных насадок в комплекте шесть пар: три силиконовых, плюс три из пенного материала. Они стандартные, при желании легко подобрать замену. Хотя особой необходимости в этом нет — к качеству амбушюров, естественно, никаких вопросов не возникает.

Щеточка для очистки отверстий звуководов и мини-отвертка для вращения регуляторов баса нам уже знакомы по тестированию модели Roxanne. Простенькие, но вполне функциональные — это главное. Отвертку можно закинуть в комплектный кейс и взять с собой, что бывает довольно удобно.

Дизайн и конструкция

Оформление наушников выполнено в золотисто-черной гамме. Естественно, при желании можно заказать кастомный вариант. Вся обновленная линейка получала 4-контактный кабель высокой очистки OFC 4N с серебряным покрытием.

Как уже упоминалось во введении, устроены наушники довольно любопытным образом. Потому позаимствуем иллюстрацию из маркетинговых материалов производителя и посмотрим на их устройство подробнее. За частоты ниже 200 Гц отвечают сдвоенные арматурные драйверы, среднечастотный диапазон (от 200 Гц до 3 кГц) воспроизводят сдвоенные динамические драйверы D.O. M.E. (Dual Opposed Midrange Enclosure). Диаметр обоих — 4,9 мм, расположены они друг напротив друга и вмонтированы в специальную цилиндрическую камеру, задача которой — обеспечить согласование звука по фазе.

ВЧ-диапазон (от 3 кГц до 20 кГц) воспроизводят четыре арматурных драйвера Quad Balanced Armature. В ухо слушателя звук поступает с помощью технологии FraqPhase — через три раздельных трубки разной длины. Внешне наушники при этом выглядят довольно оригинально, хоть и не слишком броско.

Корпус выполнен из глянцевого пластика. На внешнюю часть левого наушника нанесено название модели, правого — логотип производителя.

Внутренняя поверхность наушников имеет эргономичную форму, позволяющую добиваться максимально плотного контакта с чашей ушной раковины. Об этом мы еще поговорим чуть более подробно ниже.

Подключение кабеля осуществляется с помощью коннекторов 4-pin, которые оснащены дополнительным резьбовым креплением, защищающим от случайного выпадения кабеля и обеспечивающего максимально плотный контакт. При взгляде сверху хорошо видно, что форма внутренней части корпуса не так уж проста и незатейлива, как кажется на первый взгляд.

Компактными наушники не назовешь, однако их размеры вполне приемлемы, если брать в расчет показанное выше внутреннее устройство: в самом широком месте корпус достигает 23 мм, а его высота без учета звуковода — 20 мм.

На внутреннюю сторону коннекторов нанесены цветные точки: красная справа и синяя слева. Монтаж и демонтаж кабеля в силу особенностей крепления занимает некоторое время, но особых трудностей не представляет. Да и делать это часто явно не придется.

Место крепления кабеля получается довольно массивным на вид, однако на комфорте ношения наушников это никак не сказывается. К нему мы еще вернемся в соответствующей главе тестирования.

Звуковод длинный — порядка 10 мм, выходит из корпуса под углом. Его диаметр — 5,5 мм, потому насадки с внутренним отверстием порядка 4 мм надеваются на него с заметным усилием. В итоге, несмотря на отсутствие углубления для их фиксации, держатся они надежно. Крепление для кабеля также имеет весьма внушительный размер — его диаметр составляет 5 мм.

Внутри звуковода видны выходы трубок, рассмотренных нами ранее. Такая конструкция, по заявлению производителя, не только позволяет организовать согласованное звучание всех драйверов, но и помогает отводить лишнюю влагу, избавляя от необходимости постоянно чистить наушники. Опыт тестирования уже второй модели с этой системой позволяет говорить о том, что она действительно работает.

Кабель точно такой же, как у Roxanne, но на всякий случай напомним, что плетение у него выглядит отлично, диаметр в нижней части — 4 мм. Штекер довольно массивный, но не слишком — вполне в рамках допустимого.

Аттенюатор тоже нам знаком, он удобный, но при этом компактный: по заявлению производителя, у обновленной модели он стал на 43% меньше, текущие размеры — 25×11 мм.

Место деления кабеля укреплено специальным пластиковым элементом, над ним расположен прозрачный «бегунок».

Кейс у JH Lola — это отдельная история. Выглядит замечательно, пользоваться одно удовольствие, хоть для переноски в кармане он явно не предназначен — размеры 98×77×45 мм не оставляют в этом сомнений. Выполнен футляр из металла и весьма массивен, причем не только на вид — весит он 255 г. На одну сторону нанесено название модели, на другую — логотип производителя.

Полукруглая крышка расположена с торцевой части корпуса, в закрытом положении удерживается магнитами. Внутренняя поверхность обклеена мягким пенистым материалом, защищающим наушники от царапин.

Эксплуатация

Насколько бы передовые технологии не использовались, а восемь драйверов, два из которых динамические, надо где-то размещать. Потому корпус у наушников довольно габаритный. Его высота, как уже упоминалось — примерно 20 мм без учета звуковода, так что в ушах JH Lola будут весьма заметны. Рассказывают, что при разработке формы корпуса производителем были проанализированы несколько тысяч слепков ушных раковин, которые скопились у него в ходе работы над кастомными моделями.

Мы рядом не стояли, из-за плеча не заглядывали — ручаться в этом не можем. Но получилось действительно хорошо — наушники приятно носить, посадка у них надежная и комфортная. Из-за немалого веса в 8 г они могут выпасть при резких движениях головой, но это вряд ли станет проблемой — совершенно понятно, что для спорта и разных активностей они не предназначены. Шумоизоляция тоже хорошая, для повседневного использования ее совершенно точно хватит.

Заушина на кабеле довольно упругая, к ней на начальном этапе придется немного привыкнуть. Параллельно и она «привыкнет» к пользователю, приняв чуть более удобную форму. Сам кабель вполне гибкий и приятный на ощупь, несмотря на солидный и массивный вид. Естественно, что всех «болезней» бюджетных решений он избежал — никаких звуков трения об одежду, заломов и прочих проблем.

Звук и измерения АЧХ

Окраска звучания JH Audio Lola столь же оригинальна, как и конструкция. Начать разговор стоит со среднечастотного диапазона, за который отвечают те самые сдвоенные динамики D.O. M.E. Воспроизводится он ожидаемо здорово — очень полновесно, насыщено и объемно. Здесь нет той аналитичности, которую мы слышали у Roxanne, упор сделан на музыкальности звучания, но совершенно не в ущерб детализации.

Если не выкручивать ручки аттенюатора на кабеле вправо, бас подается сдержанно и без лишних акцентов. При этом сдвоенные арматурные драйверы обеспечивают отличную атаку, низкочастотный диапазон лишен даже намека на гулкость. Быстрые удары бас-бочки можно пересчитать один за другим — они и не думают сливаться в единый гул, как это часто бывает. При этом совершенно неважно, идет речь о металле или электронной музыке, например. Очень впечатляет подача слэповых бас-гитар — хлесткая, четкая и «качающая».

Звучание в целом довольно сбалансированное, но при этом не лишено очень ярких особенностей. Перед тем, как говорить о них, взглянем на графики АЧХ. Для начала немного поэкспериментируем с регуляторами баса — на них есть пять делений, сравним графики в каждой из позиций.

Обращаем внимание читателей на то, что графики АЧХ приводятся исключительно в качестве иллюстрации, позволяющей продемонстрировать основные особенности звучания тестируемых наушников. Не стоит делать из них выводов о качестве той или иной модели. Реальный опыт каждого слушателя зависит от множества факторов, начиная от строения органов слуха и заканчивая используемыми амбушюрами.

Как видно, низких частот можно добавить крайне основательно — любители «глубокого баса» будут в восторге. В крайнем положении регулятора НЧ-диапазон начинает серьезно доминировать над остальными регистрами, что предсказуемо приводит к некоторой потере их детализации. Но тут уж все в руках слушателя. Наиболее «ровный» график получился при установке регулятора на первое значение — его и выберем для дальнейших экспериментов.

Первое, на что стоит обратить внимание — это, конечно, очень ровная подача низко- и среднечастотного диапазонов. Звучание здесь предельно сбалансированное, насыщенное и без лишних акцентов. Разработчики уверяют, что особенно хорошо Lola удаются записи гитары, цитируя при этом гитариста Guns N» Roses Слэша, который отмечает естественность звучания Gibson Les Paul через данные мониторы. Что, кстати, совершеннейшая правда — спорить со Слэшем мы точно не будем. Но есть у среднечастотного диапазона и своя «фишка».

График АЧХ выше показан на фоне кривой IDF (IEM diffuse field compensation), предоставленной производителем используемого стенда. Ее задача — помочь скомпенсировать резонансные явления в имитированном слуховом канале и особенности используемого оборудования, создав «звуковой профиль», максимально корректно иллюстрирующий то, как звучание наушников воспринимается слушателем. Ее можно рассматривать как адаптированный под конкретное устройство аналог так называемой «кривой Хармана», созданной командой Harman International под руководством доктора Шона Олива. Скомпенсируем полученный график АЧХ в соответствии с кривой IDF.

И вот мы видим основательный провал в районе верхней середины. Сразу нужно отметить, что на деле он не так заметен, как на картинке. Но все-таки он существует, вокальные партии звучат иногда слишком «сухо», хотя большой проблемой это не становится — благодаря описанным выше преимуществам и сбалансированному в целом звучанию, общее впечатление от наушников остается отличным.

Также надо отметить, что подобные особенности есть и у ряда других наушников. Одно из возможных объяснений их появления — высокая чувствительность человеческого уха именно к этому диапазону, из-за которой разработчики стремятся немного сгладить его, добиваясь максимально «ровного» восприятия музыкального материала слушателем. При этом используемая компенсационная кривая напротив подразумевает заметный подъем в этой области — для коррекции резонансов в имитированном слуховом канале. В итоге на скомпенсированном графике провал выглядит весьма заметным, что не совсем соответствует реальному опыту прослушивания. Тут как раз лучше ориентироваться на «сырой» график чуть выше.

ВЧ-диапазон также лишен лишних акцентов, любителям «яркого» звучания типичных трехполосных наушников даже может показаться, что высоких частот недостаточно. Но это совсем не так — да, они звучат максимально ненавязчиво, но зато очень детально и полновесно. Четыре арматурных драйвера отлично справляются со своей работой, но при этом не проявляют излишней инициативы. Тарелки и хай-хэты не режут ухо, зато каждый удар максимально проработан и звучит очень «в кассу» со всем остальным треком. Ну и, конечно, тут и близко нет никаких проблем с сибилянтами, «песком» и так далее — они решены, что называется, на корню.

Ну и под конец разговора нельзя не сравнить звук JH Lola и протестированных ранее Roxanne. Если в случае с последними мы говорили про аналитическое звучание, буквально «препарирующее» трек на составные части, то в случае Lola упор сделан на музыкальность и эмоциональность звучания. Про особенности АЧХ отдельно говорить не будем — все прекрасно видно на графике ниже. Сравниваем мы, конечно же, графики с одинаковым положением регулятора на кабеле.

Итоги

Гибридная модель у Jerry Harvey получилось не только оригинальной, но и крайне интересной. С одной стороны, любители подчеркнутого высокочастотного диапазона могут быть недовольны, с другой — наушники предлагают полновесную середину, басы с отличной атакой и сбалансированное в целом звучание, пусть и не лишенное своих особенностей. Как уже было упомянуто выше, для тонкого «препарирования» каждого трека лучше предпочесть модель Roxanne. А вот для получения максимальной эмоциональной отдачи от музыки явно стоит обратить внимание на Lola — ее гибридная модель может обеспечить в полной мере.

Полный текст статьи читайте на iXBT прочитано 14117 раз