Веб-разработка: 7 наиболее распространенных мифов заказчиков

Помощь тем, кому предстоит обратиться за разработкой сайта впервые Дата публикации: 15.05.2018   Всем нам регулярно приходится что-то делать впервые: выбирать кухонный гарнитур, отдавать ребенка в детский сад или заводить аккаунт в какой-то соцсети. Нет ничего страшного в том, что в начале что-то кажется нам непонятным или даже слегка пугающим. Со временем мы разбираемся в специфике, привыкаем к новым правилам и чувствуем себя более комфортно. О том, как новичку чувствовать себя более уверенно и опираться лишь на реальную практику при поиске подрядчика и заказе сайта, мы и предлагаем сегодня поразмыслить. Мы подобрали несколько наиболее популярных заблуждений новичков-заказчиков сайтов для того, чтобы вы не наступали на грабли предшественников. Согласитесь, сложно достичь положительного результата, если собственные представления о каком-либо явлении не соответствуют действительности. А чтобы не быть голословными, мы попросили представителей digital-рынка пояснить, почему именно не жизнеспособны приведенные ниже представления. Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис БЕСПЛАТЕН для заказчиков. 1 В поисках подрядчика стоит вовлекать в процесс максимальное количество участников Довольно распространенный подход, большей частью свойственный заказчикам с небольшим бюджетом. Главные жертвы этого подхода, конечно, веб-студии. Но косвенно от этого страдают и их клиенты. Кто-то ведь должен компенсировать затраченные на подобные запросы человеко-часы, не так ли? Комментарий: Дмитрий Лагутин, менеджер проекта Workspace.ru Желание подключить к своему проекту как можно больше участников часто связано с отсутствием собственной экспертизы и попыткой ее получить посредством анализа откликов на предложение сотрудничать. Однако есть большая разница между письмами «Здравствуйте, нам нужен такой-то проект, подскажите, сколько времени займет его разработка в вашей студии и во сколько он нам обойдется?» и письмами «Мы хотим с вами сотрудничать, подготовьте по нашему ТЗ детальную смету и презентацию с предложением концепции и подробным описанием этапов». Если в первом случае все честно и прозрачно, то во втором, если речь идет не про точечное обращение в конкретное агентство, все сложнее. Понятно, что будущий заказчик таким образом пытается просто «съесть» чужое рабочее время и заполучить бесплатно какие-то наработки. Но проблема в том, что даже если он действительно сможет проанализировать полученную информацию, то она все равно не будет систематизированной и на ее базе будет крайне сложно разработать эффективный проект самостоятельно или заказать более дешевому подрядчику. К тому же, чем больше источников информации будет задействовано, тем больше собственных трудозатрат потребуется на изучение полученных данных и аналитику. Мы рекомендуем приглашать к участию в конкурсах не более десяти участников, подбирать которых стоит не только по ценовому критерию. Одно из первых требований, которыми нужно руководится при выборе — наличие в портфолио студий проектов того же типа и тематики, что необходимы заказчику. 2 У веб-студий и digital-агентств всегда можно выбить существенную скидку Очень распространенное заблуждение, большей частью присущее тем, кто привык иметь дело с оптовыми закупками (товаров, услуг, оборудования и т.д.). К сожалению, веб-разработка — это не схема «купи-продай» с высокими наценками. Это услуги с вовлечением разноплановых специалистов, каждому из которых нужно платить зарплату. Причем услуга не потоковая, вне зависимости от ценовой ниши многие студии берут в работу не более 5–30 сайтов в год. Конечно, нередки ситуации, когда клиент хочет нечто, для чего у студии уже есть подходящие заготовки и скилы. Но, как правило, чем крупнее проект, тем большую индивидуальность подхода он подразумевает. А «ручная работа» — это то, что и стоит дорого. Впрочем, есть еще и другие нюансы, о которых вы можете узнать ниже. Комментарий: Алексей Шишкин, генеральный директор студии Redsoft Дело в том, что веб-разработка — это низкомаржинальный бизнес. Согласно данным различных опросов, в большинстве случаев маржа не превышает 10–20%. При этом плановая наценка, с которой выставляются сметы клиентам, обычно составляет 30–50% от планируемой себестоимости. Но при реализации большую часть этой наценки «съедают» как просрочки по проекту, так и задачи, которые не были запланированы изначально (а практика показывает, что таковые бывают почти всегда). При этом, чем выше риск таких потерь, тем большую наценку агентства стараются выставить. И наоборот, если у вас есть на примете хорошая digital-команда и положительный опыт совместной работы, агентство может заложить в бюджет минимальную наценку, предполагая, что количество «не боевых потерь» будет невысоко за счет наличия компетентных контактных лиц со стороны заказчика. В целом считаю практику давать скидку на удельную стоимость работ (то есть стоимость человеко-часов) весьма пагубной. Но при этом надо понимать разницу между скидкой и снижением стоимости проекта за счет изменения объема работ. Мы достаточно гибкие в вопросах определения стоимости проекта, если можем влиять на объем работ. То есть зная конечные цели реализации и ограничение бюджета клиента мы стараемся подбирать оптимальное решение под бюджет. Проиллюстрирую подобную практику шаблоном подобных диалогов: Клиент: Сколько стоит сайт, который умеет А, Б, В, Г и Д? Студия: 10 рублей. Клиент: У меня есть только 3. Студия: А что вам нужно на самом деле? Клиент: Если честно, то А и Б. Но было бы еще неплохо и К, Л и М. Студия: Ок, за 3 рубля мы можем сделать тебе А, Б и М. Чувствуете разницу? В данном случае студия не дала скидку, а предложила клиенту решение под его бюджет. 3 Агентство обязано переделывать проект бесконечное количество раз, пока заказчику не понравится результат Начнем с начала. Что такое веб-разработка? Веб-разработка — это процесс создания сайта, который в большинстве случаев подразумевает проектирование, программирование, дизайн, верстку и другие этапы работ. Если речь не идет о работе с SaaS (SaaS — это готовое программное обеспечение, которое продвинутые пользователи могут использовать как конструктор для самостоятельного создания совсем простых сайтов), в этом процессе обычно задействованы специалисты разных профессий: программисты, верстальщики, разработчики, менеджеры, SEO-шники и дизайнеры. Однако до сих со стороны клиентов обычно больше всего вопросов именно к дизайну. Связано это с тем, что именно эта область более всего сопряжена с субъективностью восприятия. Любая веб-студия может привести множество примеров из своей практики, когда опираясь лишь на собственные представления (порой совсем не основанные на общих поведенческих моделях интернет-пользователей), заказчик требует от подрядчика соответствия им будущего проекта. Однако опираясь на собственный опыт и статистику, исполнитель может с ними не согласится, предвидя будущие проблемы. Но, может и «прогнуться» под напором заказчика. В последнем случае результаты чаще всего печальны — прогнозы веб-разработчика сбываются, и, имея желаемый дизайн, заказчик в итоге получает сайт, который банально не приносит денег. Словом, если уже обратились в студию за сайтом — доверяйте ее специалистам так же, как доверяете врачу, приходя к нему с больным зубом. Комментарий: Виктор Пермяков, генеральный директор студии Vikiweb Этот миф имеет огромную популярность в нашей сфере. Часто в ходе работы заказчик вносит дополнительные правки, которые не были учтены при заключении договора. Чтобы обезопасить себя от подобного рода манипуляций, мы тщательно прописываем каждый пункт договора, согласовываем его с заказчиком и тем самым создаем для себя, своего рода, «подушку безопасности». Если у заказчика возникает желание внести какие-либо изменения, не прописанные в договоре, мы, в свою очередь, даем согласие на проведение требуемых работ, предварительно утвердив дополнительное соглашение по данному договору и продолжаем работу в рамках этого договора. При несоблюдении данной процедуры мы рискуем сделать проект убыточным, то есть «на выходе» проект уже не будет оправдывать изначальную цель, задачу и ожидание, что одинаково невыгодно ни одной из сторон. Также стараемся объяснять клиентам сразу — пришел к нам — значит, доверяй, иначе получиться что-то «что просто будет», но никак не инструмент для увеличения прибыли или улучшения имиджа. 4 Если постараться, любой сайт или приложение можно запустить за месяц Ноги у такого рода заблуждений растут идут еще с тех древних времен, когда сайты выполняли лишь представительскую функцию — были своего рода онлайн-визитками. Однако функционал большинства современных сайтов гораздо сложнее: здесь и мудреные личные кабинеты, и онлайн-калькуляторы, и интеграция с соцсетями и учетными программами и многое другое. Словом, вместо двух лошадей под капотом — часто их теперь двести, триста, тысяча. Согласитесь, логично, что и время, и экспертиза, требуемые для установки деревянной теплицы на даче или современного технологичного небоскреба, будут разными. Вот и веб-разработке все именно так. Комментарий: Артем Ильяной, Senior Business Developer WEZOM Mobile Этот миф связан с утверждением людей, которые имели дело с несложными, малобюджетными и малофункциональными проектами. Малобюджетные они не по цене реализации, а по стоимости замысла, целевой аудитории и рынка, для которого был задуман данный проект. Да, существуют проекты, которые можно несложно и быстро реализовать за счет конструктора и набора кастомных решений из опыта компании. Но данные проекты, как правило, закрывают очень узкую целевую аудиторию и не принесут высокого дохода владельцам данного продукта. Все серьезные инженерные решения (об этом написано много статей) не только разрабатываются зачастую по несколько лет, но и требуют поддержки и развиваются годами. Для примера — история создания пакета Microsoft Office. Когда ставили на него задачу, срок реализации оценили в 3 месяца. В итоге сам проект занял 6 лет. 5 Новую версию сайта/приложения можно запускать только тогда, когда все запланированные работы полностью завершены Это распространенное заблуждение тоже имеет корни из конца 90-ых, начала — 2000-ых, когда сайты чаще всего представляли собой буквально одну страничку с описанием компании и ее реквизитами. Сегодня, когда сайты стали гораздо сложнее, а их разработка может затягиваться на месяцы или даже годы, это правило стало не актуальным. От слова совсем. Да, безусловно, на сайте не должно быть багов или косяков с версткой, но большинстве случаев есть смысл запускать сайт еще до того, как на нем появились все запланированные функции. Простой пример. Для интернет-магазина крайне важен каталог, качественные карточки товара и удобство совершения покупки. Реализацию скидочных модулей или интеграцию с соцсетями можно отложить на попозже, а пока просто запустить интернет-магазин, делая продажи и формируя ПУЛ лояльных покупателей параллельно с доработками. То есть — не упускать возможность получать прибыль в этот период. Комментарий: Василий Вишняков, генеральный директор интернет-агентства Bquadro Существует мнение, что новую версию сайта можно запускать только после того, как все запланированные работы полностью завершены. На самом деле это относится преимущественно к небольшим или промосайтам, где нет смысла разбивать работу на части, где весь контент работает на достижение одной цели. Если говорить о более сложных сайтах, например, больших интернет-магазинах или больших корпоративных сайтах с личным кабинетом, калькулятором; если речь идёт об интеграциях с внешними системами, тогда можно безболезненно делить работы на этапы и запускать сайт с минимальным функционалом, постепенно его дорабатывая. Преимущество такого подхода заключается в сокращении временных издержек для клиента с точки зрения начала работы сайта и сокращении времени старта привлечения целевой аудитории и работе с ней. Еще одно преимущество — планирование и распределение бюджета, отведенного на разработку сайта. В целом такой подход позволяет сделать работу более прозрачной. Но здесь есть и подводные камни (хотя они также встречаются, когда запуск осуществляется в конце всего комплекса работ). Так, в процессе работы могут появляться новые пожелания клиента. Может появиться необходимость внести изменения в техническое задание после его утверждения. В таком случае этапность может быть нарушена, что приведет к затягиванию сроков работы над проектом. Но эта проблема решаема. Безусловно, хороший менеджер проекта не допустит подобного или предложит сделать правки так, чтобы проект и его этапы были запущены в требуемый срок. 6 Главное начать — определиться с нужным функционалом сайта можно будет уже в процессе разработки Безусловно, всегда можно рассчитывать на то, что веб-разработчик при необходимости подробно объяснит клиенту, к примеру, чем одна CMS отличается от другой или какие функции корзины интернет-магазина наиболее востребованы пользователями. Однако понимание того, какие задачи должен решать сайт должно быть еще до формирования технического задания разработчикам. Детализировать его, конечно, помогут специалисты веб-студии, но этот этап крайне важно закончить еще до начала основных работ по разработке. Почему? Передаем слово следующему спикеру. Комментарий: Александр Дробушевский, project manager веб-студии Okkapi-art Заказчик часто думает, что на первых этапах разработки не обязательно глубоко погружаться в детали, подробно продумывать функционал и тщательно изучать техническое задание при согласовании, полагая, что в процессе работы в любой момент можно будет что-то добавить или изменить. И, как правило, думает, что это никак не повлияет на сроки исполнения и бюджет, поэтому зачастую приходится объяснять, что это дополнительный функционал или изменение, которое серьезно затронет структуру и займет много времени, и, следовательно, увеличит стоимость работ. Поэтому мы стараемся на начальных этапах согласовывать конечный вариант контента и добиться максимального участия и вовлеченности заказчика в работе над проектом. 7 В качестве подрядчика всегда лучше выбирать агентство из своего города Этот стереотип больше присущ тем, кто еще не привык к современным технологиям и некомфортно себя чувствует в новых онлайн-реалиях. Спорить или переубеждать «староверов» бессмысленно, однако очевидно, что чем дальше, тем больше возможностей и пользы для бизнеса они будут упускать. Тренд очевиден, все больше прогрессивных компаний предпочитает решать оперативные вопросы в онлайне, без телефонных звонков и личных встреч. И есть все основания считать, что данная тенденция будет проявляться со временем все ярче. Поэтому более гибким к влиянию внешней среды людям есть смысл ориентироваться именно на такой формат проведения переговоров и построения рабочих процессов. Комментарий: Нина Калаус, руководитель веб-студии Магвай Мы постоянно участвуем в различных тендерах и часто сталкиваемся с ответом в духе: «Спасибо, вы классные, у вас крутые работы, но руководитель принял решение сотрудничать с местной компанией». Причем, действительно, мы проходим по всем параметрам, сделали много сайтов в этой отрасли, обзавелись серьезными компетенциями, оказываем грамотные и полезные консультации, делимся опытом, но (и это «но» влияет на исход тендера напрямую) все эти плюсы перечеркиваются нашим месторасположением. С подобным подходом встречаемся не только мы, руководители даже крупных агентств со штаб-квартирой в регионе постоянно летают в столицу и другие города на встречи с заказчиками. Олег Чулаков из Студии Чулакова в своем профиле говорил о том, сколько километров налетал за прошлый год по командировкам, а Владимир Завертайлов пару лет назад в блоге Сибирикс писал о том, как обычно устроена его командировка в Москву. Все это связано с тем, что даже если агентство крупное, известное, входит в топ-10 во всех российских рейтингах — топ-менеджменту все равно приходится присутствовать на личных встречах, чтобы представители заказчика посмотрели лично насколько все это им подходит. Их должен убедить реальный человек и сделать это нужно обязательно оффлайн. И это очень странно и даже обидно, потому что качественных продакшнов в регионе становится все больше и больше. Есть крутые веб-интеграторы, качественные проектировщики и дизайнеры, обладатели мировых наград в области веба и дизайна. Все это намного важнее, чем присутствие поближе к офису заказчика. И небольшое неудобство в том, что нельзя лично приехать и посмотреть как движется работа — с лихвой окупится качественным продуктом на выходе, полностью закрывающим все потребности заказчика. Удивительно, но самый крупный контракт в жизни студии мы получили онлайн. Это был зарубежный стартап, с которым мы сотрудничаем и по сей день, причем ни разу не встретились очно с владельцем проекта. К нам поступил запрос, мы примерно оценили трудозатраты, назвали ставку в час. Затем были переговоры по скайпу, но лишь для того, чтобы заказчик мог понять насколько мы владеем английским языком и будет ли просто коммуницировать команде из Сан-Франциско с командой из Волгограда. После успешного завершения переговоров мы приступили к работе. В рабочем процессе мы используем различные сервисы (коих сейчас полным полно) — таск-менеджер, тайм-трекер, мессенджеры, емейл, проводим митинги и ретро-митинги каждую неделю — все это помогает заказчику понять на какой стадии находится проект, куда мы движемся, при этом всем — дедлайны всегда реальны, а результаты оправдывают ожидания. Эта история наглядно иллюстрирует тезис о том, что если заказчику нужны компетенции исполнителя и его устраивает сумма оплаты — даже десятки тысяч километров не смогут повлиять на решение о сотрудничестве. А все потому что даже если исполнитель сидит у вас в офисе — это не гарантирует, что он эффективно тратит ваши деньги. Выводы: Как и любые другие услуги, веб-разработка— это не столько продаваемые человеко-часы сотрудников, сколько экспертиза и опыт. Да, свою аудиторию заказчик наверняка знает лучше любого подрядчика, но именно студии (их знание поведенческой психологии, основ юзабилити, дизайн-трендов и прочего) делают из «обычных» сайтов эффективные бизнес-инструменты. Специфика заказной веб-разработки такова, что многое зависит от качества взаимодействия заказчиков и подрядчиков (сроки согласования этапов работы, аргументация предложений и т.д.), чем компетентнее и гибче представитель заказчика, тем больше вероятность запустить эффективный проект в оговоренные сроки и получить скидку на его дальнейшую техподдержку. И да, нужно иметь в виду, что часто бывает так, что веб-студия сама отказывается от клиента, каким бы «вкусным» не был его проект, если предвидит серьезные проблемы в дальнейших коммуникациях. Веб-разработка — отрасль деятельности, вплотную сопряженная с самыми передовыми технологиями. Многие студии используют в своей работе не только новейшие мессенджеры, CRM, сервисы и программные продукты, но и свежие подходы к производственным процессам и маркетингу. Тем, клиентам, кто привык к согласованиям по факсам или решению текущих задач посредством личных встреч, может быть тяжело, зато остальные смогут зарядиться новыми идеями и ощутимо расширить свой digital-кругозор. Веб-разработка предусматривает четкую последовательность действий. Клиентам стоит бороться с желанием «хоть как-то начать». Максимум внимания нужно уделить именно проработке технического задания. Чем больше «хотелок» не войдет в изначальное ТЗ, а будет возникать уже в процессе разработки, тем больше изменится итоговый бюджет и сроки, необходимые для разработки. Хорошая новость в том, что агентства это понимают и всегда стараются помочь клиентам как можно детальнее проработать ТЗ. Автор: Катерина Логвинова, CMS Magazine & «Рейтинг Рунета» (Директор по коммуникациям) Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine прочитано 15322 раза