С Nikon D780 по Владимирской области: знакомство в путешествии

Nikon D780 с объективом AF-S Nikkor 18–35mm f/3.5–4.5G ED

Введение

Владимирская земля богата уникальными памятниками древнерусского зодчества, и они прекрасно гармонируют с окружающими пейзажами. Когда мне предложили провести полевые испытания новой цифровой зеркальной камеры Nikon D780, я решил, что следует предпринять поездку в эти края, тем более что мне здесь всё хорошо знакомо.

Полноценный обзор новинки мы уже готовим. Он, как и всегда, будет содержать подробное описание камеры, а также результаты лабораторных испытаний и практической фотосъемки. Здесь же я поделюсь первыми впечатлениями от работы с Nikon D780, но сначала суммирую ее основные достоинства.

Полнокадровый сенсор обладает разрешением 24,5 Мп. Он создан по технологии CMOS (Complementary Metal Oxide Semiconductor), по-русски «КМОП» (комплементарные структуры металлоксид-полупроводник), и в нем реализована обратная подсветка светоприемных ячеек, то есть медные проводники располагаются не перед фотокатодным слоем, как это было принято 5–7 лет тому назад, а позади него. Это дает возможность приблизить светоприемные ячейки к поверхности сенсора и избежать из затенения проводниками. Благодаря подобным изменениям в архитектуре удается увеличить динамический диапазон (ДД) и переносимость высоких ISO. Поэтому рабочая эквивалентная светочувствительность сенсора составляет ISO 100—51200 (расширенная — ISO 50—204800). Проанализировав характеристики сенсора Nikon D780, я пришел к выводу, что он ничем не отличается от сенсора беззеркальной камеры Nikon Z6, увидевшей свет два года назад: физические размеры, разрешение, число пикселей в кадре и шаг пикселя, диапазоны ISO и число фокусировочных зон у них одинаковые.

Кадрировать и фокусироваться можно двумя способами: по старинке, используя видоискатель и пентапризму зеркальной системы, или по-новому, как это принято у беззеркальных камер — в режиме Live View (с поднятым зеркалом), когда сенсор становится воспринимающей частью и сцена отображается на дисплее аппарата. При автофокусировке (АФ) в «зеркальном» режиме используется специальный 51-зонный RGB-датчик (разрешение 180 000 пикселей), а в «беззеркальном» — 273 зоны АФ, расположенные на сенсоре. В режиме Live View (к сожалению, только в нем) АФ работает с определением лиц и глаз, причем справляется с этим вполне уверенно. Максимальная скорострельность с работающим зеркалом составляет 7 кадров/с, а с поднятым — 12 кадров/с. В общем, Nikon D780 правильно называть удачным гибридом зеркальной и беззеркальной камер.

Из дополнительных преимуществ отмечу наличие двух слотов для распространенных карт памяти SD/SDHC/SDXC (оба с поддержкой высокоскоростного стандарта UHS-II), цельнометаллический корпус, изготовленный из магниевого сплава, а также герметизацию камеры (в связке с соответствующими объективами), обеспечивающую защиту внутреннего пространства от пыли и влаги.

Новинка воплощает в себе отличную эргономику и передовые технологические решения. В ней все продумано и располагается в правильных местах. Единственный недостаток — малая подвижность дисплея, ограниченная отклонениями вдоль поперечной оси. Органы управления нового аппарата унаследованы от предыдущих моделей; здесь поменялось немногое. Поэтому тем, кто привык к специфике цифровых зеркальных камер Nikon, переучиваться и приспосабливаться не нужно.

Кнопочная «триада» Nikon под кнопкой спуска затвора и выключателем питания

Под кнопкой спуска затвора расположены ужа ставшие традиционными кнопки никоновской триады: включения видеозаписи, установки значения ISO и активации экспокоррекции.

Левый селектор режимов съемки содержит привычные положения Auto-P-S-A-M (автомат, программная экспозиция, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной режим), позицию для выбора эффектов при внутрикамерной постобработке (EFCT), а также U1 и U2 для вызова одного из двух наборов пользовательских параметров.

Селектор съемочных режимов

Перед путешествием камера была экипирована объективом Nikon AF-S Nikkor 18–35mm f/3.5–4.5G ED, который не менялся в течение всей поездки. Разумеется, это сильно ограничило выбор сюжетов, но зато позволило сосредоточиться на пейзажной фотографии, которая — это следует признать — наилучшим образом раскрывает потенциал любой камеры, а точнее, ее сенсора. Единственным дополнительным инструментом был выбран штатив. В качестве носителя информации я использовал хорошо зарекомендовавшую себя карту памяти Sony SF-G64 (емкость 64 ГБ) с паспортной скоростью записи 299 МБ/с и чтения — 300 МБ/с. Снимки сохранялись в виде RAW-файлов (Nikon NEF) с глубиной цвета 14 бит и сжатием без потерь. В ходе постобработки я иногда просветлял тени и ослаблял света. Итоговые изображения записывались в виде 8-битных JPEG с минимальной компрессией.

В путь!

Расстояние от Москвы до Владимира составляет всего 200 км, но преодоление этого пути на автомобиле занимает более 4,5 часов, а накануне выходных и в субботу — еще больше. Причин этому несколько.

Москва-Владимир. Маршрут Яндекс-карт

Горьковское шоссе (М7) — главная восточная трасса страны. Оно имеет ширину в две полосы в каждом направлении (на коротких участках — по три, а изредка — даже по четыре), но пропускная способность явно не соответствует количеству автотранспорта. К тому же шоссе проходит через множество населенных пунктов с ограничениями скорости 60 и 50 км/ч. Во многих местах дорожное полотно ремонтируется; там можно двигаться только в один ряд, и скорость лимитирована 40 км/ч. В течение многих лет эти зоны ремонта перемещаются по трассе туда-обратно, но сам процесс не прекращается.

Единственная возможность избежать пробок — поездка ночью в будни, когда отдыхают не только автолюбители, но и водители большегрузного транспорта, и шоссе разгружается. Выигрыш по времени при поездке в темное время суток может составить 1–1,5 ч. Я выехал около 2:00 ночи и в начале шестого часа утра уже подъезжал к Владимиру.

Здесь уместно упомянуть о дополнительных выгодах ночного путешествия. В предрассветную пору в России спят уже практически все, и можно рассчитывать, во-первых, на свободную парковку в тех местах, где днем оставить машину попросту нельзя, а во-вторых, на то, что фотографировать никто не помешает. Мне удалось припарковать машину возле здания государственной телерадиокомпании «Владимир» (и представительства телеканала «Россия-1») в самом центре. До главных достопримечательностей города отсюда рукой подать.

Владимир

Чтобы оценить, как работает Nikon D780 с длительными выдержками, пришлось таскать с собой штатив. Но, понятное дело, ночью он попросту незаменим.

Кстати, замечу мимоходом, что контактную пластину штатива лучше прикрутить к камере загодя, чтобы избежать неприятной возни в темноте непосредственно перед съемкой. Все пластины невелики по размерам, поэтому ночью их легко обронить и даже потерять, например, в густой траве.

Контактная пластина для быстрого крепления камеры к штативу,
заблаговременно установленная на камере Nikon D780

У классических зеркальных камер, каковой является и Nikon D780, крышка батарейного отсека не перекрывается пластиной, поэтому заменять аккумуляторы совсем не сложно.

На Соборной площади Владимира не было ни души. Я порадовался тому, что здесь работает подсветка, но огорчился ее неудачной реализацией: слишком большой перепад яркостей между отдельными зданиями заставляет жертвовать одними или другими вариантами. Зато с течки зрения выявления возможностей сенсора это весьма иллюстративно.

Владимир. Соборная площадь. Вид на Центр искусства и культуры.
Фокусное расстояние 22 мм; F8; 5 c; ISO 100. Камера на штативе

Как видим, Центр искусства и культуры — здание с двумя классическими портиками — получился несколько пересвеченным, хотя я и ввел экспокомпенсацию −1,3 EV, а строения слева потерялись на фоне ярких белых пятен справа. К тому же небо, уже начавшее светлеть, совершенно не проработалось. Но все равно этот снимок свидетельствует в пользу сенсора Nikon D780, поскольку отражает широкий динамический диапазон (ДД) сенсора с обратной подсветкой.

Автоматический баланс белого (АББ) работает практически без ошибок. Цветность не нуждается в дополнительной коррекции при постобработке.

Развернув камеру и штатив на 180°, с того же места делаю снимок Успенского собора, возведенного в 1158—1160 гг. при князе Андрее Боголюбском.

Владимир. Свято-Успенский кафедральный собор.
Фокусное расстояние 20 мм; F8; 15 c; ISO 100. Камера на штативе

До возвышения Москвы он был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси; здесь венчались на княжение владимирские и московские князья.

Все ночные сцены я снимал с использованием АФ. Он работает безукоризненно даже в таких условиях.

Третий объект ночной съемки, находящийся поблизости, — Дмитриевский собор, построенный Всеволодом Большое гнездо (в крещении Дмитрием). Его возвели в 1191 г. русские мастера и украсили дивной каменной резьбой, которая различима на фото.

Владимир. Собор в честь св. Дмитрия Солунского.
Фокусное расстояние 30 мм; F5,6; 8 c; ISO 100. Камера на штативе

Скоро рассвет, и встретить его мне хочется в Боголюбово, у знаменитого храма Покрова на Нерли. По прямой от Соборной площади Владимира расстояние составляет 12 км, но времени остается совсем мало.

Боголюбово

Я останавливаюсь у станции Боголюбово и иду пешком около двух километров. Солнце уже появилось над горизонтом, но с юго-запада наползает туча. Nikon D780 отлично отрабатывает сцену, демонстрируя широкий ДД сенсора. Благодаря этому на западной и северной стенах храма Покрова видны пятна еще работающей ночной подсветки.

Рассвет за храмом Покрова на Нерли. Боголюбово.
Фокусное расстояние 24 мм; F4,5; 1/30 c; ISO 100

На обратном пути к станции Боголюбово открывается еще один интересный вид: за пустырем виден Свято-Боголюбский монастырь. Я делаю снимок этой обители, чтобы продемонстрировать, как удачно камера воспроизводит причудливый рисунок облаков.

Свято-Боголюбский монастырь. Боголюбово.
Фокусное расстояние 24 мм; F5,6; 1/125 c; ISO 100

Пора ехать дальше, в точку базирования.

Суздаль

Этот древний город прекрасно смотрится утром. Впрочем, при фотографировании иногда возникают сложности технического характера. Известно, что съемка пейзажей в контровом свете обычно не дает возможности получить снимок, адекватный ожиданиям, прежде всего из-за слишком большого перепада яркостей. Динамический диапазон сцен превышает 20 EV, и такую широту не в состоянии отобразить ни сенсор, ни пленка. Это можно проиллюстрировать фотографией реки Каменки, сделанной в режиме приоритета диафрагмы с матричным экспозамером.

Утро на реке Каменке. Вид на 1-ю Красноармейскую ул. Суздаль.
Фокусное расстояние 18 мм; F8; 1/1000 c; ISO 100

Экспозиция определена правильно, но контраст слишком велик, а в зонах наибольшей и наименьшей яркости утрачены детали. Сенсор старается, как может, но условия освещения находятся за пределами его возможностей.

В подобных ситуациях следует воспользоваться брекетингом по экспозиции (благо в камере Nikon D780 это сделать несложно), а затем объединить результаты в итоговое фото HDR (High Dynamic Range, то есть широкий ДД). В меню режима фотосъемки нужно выбрать раздел «Автобрекетинг» и установить количество кадров (3, 5, 7 или 9), а также шаг изменения экспозиции.

Для того чтобы брекетинг отрабатывал сразу всю серию и не нужно было нажимать кнопку спуска затвора повторно, на селекторе режимов протяжки следует выбрать непрерывную съемку (CL или CH).

Селектор режимов протяжки находится под колесом установки съемочных режимов

Я установил 5 кадров в серии с шагом экспозиции 1 EV. Вот как выглядит брекетинговая серия.

При постобработке снимки «сшиваются» в одно HDR-фото. Сделать это можно средствами Adobe Lightroom, Adobe Photoshop или в других приложениях. Я воспользовался первым вариантом. Заметно, что результирующее изображение с выравненным контрастом более выразительно, чем исходный снимок.

Утро на реке Каменке. Вид на 1-ю Красноармейскую ул. Суздаль.
HDR из пяти кадров, созданный в Adobe Lightroom

Объектив Nikon AF-S Nikkor 18–35mm f/3.5–4.5G ED отличается хорошим тональным контрастом, и это позволяет убедиться в отличной детализации изображения, формируемого сенсором. В качестве примера я приведу снимок Смоленского храма в Суздале, который стоит на углу улиц Ленина и Пожарского, напротив входа в Спасо-Евфимиев монастырь.

Смоленский храм (ул. Пожарского, 1). Суздаль.
Фокусное расстояние 18 мм; F8; 1/500 c; ISO 100

Спасо-Евфимиев монастырь

При съемке протяженных построек, таких, например, как монастыри, их порой не удается охватить в кадре даже при использовании сверхширокоугольной оптики. Для преодоления этого ограничения следует использовать панораму. В Nikon D780, как и в большинстве других профессиональных аппаратов, нет режима с автоматическим сшиванием снимков при панорамировании. Но это можно сделать с помощью того же Adobe Lightroom. Я отснял серию из 12 вертикальных кадров и заставил потрудиться упомянутое приложение. Вот результат.

Спасо-Евфимиев монастырь. Суздаль. Фокусное расстояние 30 мм; F8; 1/500 c; ISO 100.
Панорама (10 вертикальных кадров), собранная в Adobe Lightroom

В одной из башен монастыря есть импровизированная пыточная камера с воротом для дыбы, угольной жаровней (чтобы раскалить клеймо) и деревянными колодками для фиксации рук, ног и головы. Здесь весьма слабое искусственное освещение, но можно воспользоваться штативом и длительной экспозицией.

Камера пыток. Спасо-Евфимиев монастырь. Суздаль.
Фокусное расстояние 18 мм; F9; 20 c; ISO 100

АФ работает безукоризненно. При выдержке длительностью 20 с и более высокая детализация на фото хорошо сохраняется. Широкий ДД сенсора дает возможность проработать мельчайшие подробности изображения в ярких светах и глубоких тенях.

Камера пыток. Вид из угольной жаровни. Спасо-Евфимиев монастырь. Суздаль.
Фокусное расстояние 18 мм; F11; 25 c; ISO 100

Снаружи главными достопримечательностями Спасо-Евфимиевой обители является Преображенский собор и окружающие его строения. На снимке ниже проиллюстрирую, что картинка изобилует мельчайшими деталями.

Храм Рождества Иоанна Предтечи со звонницей (справа) и Преображенский собор.
Спасо-Евфимиев монастырь. Суздаль. Фокусное расстояние 18 мм; F8; 1/320 c; ISO 100

Внутри храма достаточно освещения для съемки с рук. Необходимое повышение эквивалентной светочувствительности до ISO 640 практически не влияет на структуру изображения.

Интерьер Преображенского собора. Спасо-Евфимиев монастырь.
Фокусное расстояние 22 мм; F4; 1/25 c; ISO 640

Часовня над усыпальницей князя Дмитрия Пожарского у Преображенского собора.
Спасо-Евфимиев монастырь. Суздаль. Фокусное расстояние 28 мм; F8; 1/200 c; ISO 100

Обращу еще раз внимание на отличную детализацию, которую обеспечивает сенсор Nikon D780.

«Боярину, князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому — благодарное потомство»
Спасо-Евфимиев монастырь. Суздаль. Фокусное расстояние 18 мм; F8; 1/160 c; ISO 100

После долгих съемочных дней, длившихся более 12 часов, следует сказать несколько слов о штатном аккумуляторе EN-EL15b, питающем камеру Nikon D780. На русскоязычном сайте производителя я не смог обнаружить сведений о том, какое количество кадров можно сделать с его помощью, но эти данные можно найти на американском. Согласно последнему, ресурс батареи составляет 2260 снимков. Это действительно очень много и за глаза хватит на целый съемочный день даже при очень интенсивной работе. За время испытаний мне ни разу не удалось довести заряд даже до половины первоначальной емкости.

Александровский монастырь

Согласно церковному преданию, обитель была основана в 1240 г. Александром Невским. В течение почти четырех веков она процветала и даже стала именоваться Большой Лаврой. В 1610 г. монастырь был дотла сожжен поляками, и ни одна из ранних построек не сохранилась. То что видно сегодня — церковь Вознесения с колокольней — построено в конце XVII в. на средства почившей в 1694 г. Натальи Нарышкиной, матери Петра I.

Это еще два примера отличной детализации на снимках, которые позволяет получить Nikon D780. Приведу два снимка обители. Первый снят утром, около 8:30.

Александровский монастырь. Суздаль. Фокусное расстояние 35 мм; F8; 1/800 c; ISO 100

Второе фото я сделал вечером, когда солнце уже склонялось к закату. Условия освещения совершенно другие, но камера хорошо отработала и этот сюжет.

Александровский монастырь. Суздаль. Фокусное расстояние 21 мм; F8; 1/250 c; ISO 100

Петропавловский приход

Фотографирование должно быть не только документальным, но и художественным. А коли так, то следует по возможности возвращаться к съемке одинаковых сцен в разное время дня и в разных условиях освещения. Это несложно доказать. Вот как выглядит церковь Петра и Павла Петропавловского прихода, что расположена напротив входа в Покровский монастырь, вечером при облачном небе.

Петропавловский храм. Суздаль. Фокусное расстояние 18 мм; F8; 1/800 c; ISO 100

Благодаря введенной поправке экспозиции фото выглядит темным, но зато хорошо проработалось небо. Вид несколько драматичный, но, на мой взгляд, привлекательный.

А вот та же сцена, снятая в том же ракурсе, но сфотографированная не ранним вечером, а ранним утром.

Петропавловский храм. Суздаль. Фокусное расстояние 18 мм; F8; 1/400 c; ISO 100

Силуэт храма узнаваем на обеих фотографиях, но если бы они не стояли рядом, было бы сложно догадаться, что это одна и та же постройка.

Кидекша

Следующий день я встретил в фамильной вотчине князей Долгоруких, в Кидекше. Это село (во времена Суздальских князей — укрепленный город) находится в нескольких километрах езды от Суздаля, и здесь часто образуется туман над рекой Нерлью. Благодаря широкому ДД Nikon D780 отлично справляется с воспроизведением сцен, снятых на заре. Плавные тональные переходы с сохранением всей гаммы градаций дают возможность визуализировать и низко расположенное светило, и окружающий пейзаж с туманом над рекой Нерлью, который удачно подсвечивается восходящим солнцем.

Рассвет над Нерлью-рекой. Кидекша. Фокусное расстояние 25 мм; F4; 1/6400 c; ISO 100

Здесь, в Кидекше, сохранился церковный комплекс, объединяющий храм Бориса и Глеба, возведенный Юрием Долгоруким в 1152 г. и сильно перестроенный в XVII в., церковь св. Стефана (1780 г.) и знаменитую падающую шатровую колокольню.

Церковный комплекс в Кидекше. Фокусное расстояние 30 мм; F4; 1/320 c; ISO 100

Юрьев-Польский

Из Суздаля на автомобиле можно за час добраться до еще одного интересного поселения середины XII в., основанного Юрием Долгоруким в 1152 г. и в честь князя названного Юрьевым. Вторая часть названия — Польский — не имеет никакого отношения к Польше (нужно сказать, что в XII в. еще не было единого государства с таким названием), а лишь отражает первоначальную географию «места среди полей» — Польско́й. Правда, со временем написание и произношение изменились.

Я полагаю, что главной достопримечательностью Юрьева-Польско́го является Георгиевский собор — последняя на Руси домонгольская белокаменная постройка, возведенная в 1230—1234 гг. князем Святославом (сыном Всеволода III Большое Гнездо) на фундаменте прежней обветшавшей и разобранной церкви, поставленной Юрием Долгоруким еще в год основания здесь поселения.

Георгиевский собор. Юрьев-Польский. Фокусное расстояние 18 мм; F8; 1/320 c; ISO 100

Другое памятное место города — Михайло-Архангельский монастырь, расположенный сразу же за земляными укреплениями. Следующая фотография сделана как раз с городского вала. Nikon D780 отлично работает с цветами в свете утреннего солнца, ее сенсор рисует картинку, изобилующую мельчайшими подробностями.

Михайло-Архангельский монастырь. Юрьев-Польский.
Фокусное расстояние 18 мм; F8; 1/640 c; ISO 100

По мотивам первого знакомства с Nikon D780 и практической съемки в полевых условиях могу заметить, что эта камера быстро становится продолжением рук и глаз фотографа. Она хорошо адаптирована для постоянной работы и делает то, что и должна делать современная камера: позволить фотографу забыть об особенностях управления и целиком сосредоточиться на творческой работе.

Галерея

Снимки, вошедшие в этот материал и оставшиеся за его рамками я собрал в галерею без подписей и комментариев. Данные Exif сохранены и доступны при загрузке фотографий по отдельности.

Заключение

Nikon D780 представляет собой удачный гибрид классической цифровой зеркалки и беззеркального аппарата. Сцену можно визировать либо через оптический видоискатель, либо при помощи дисплея в режиме Live View с поднятым зеркалом. В первом случае автофокусировка осуществляется при помощи специального датчика с 51 фокусировочной зоной, а во втором — благодаря наличию на сенсоре 273 фокусировочных зон. Сенсор с обратной подсветкой обладает примечательным динамическим диапазоном, что позволяет визуализировать детали в глубоких тенях и ярких светах, и хорошо переносит высокие ISO. Автоматический баланс белого не ошибается даже в сценах со сложным и смешанным характером освещения. Картинка отличается плавными тональными переходами и хорошей детализацией. При съемке в любое время дня и ночи можно рассчитывать на высокое качество получаемых снимков. В обращении камера Nikon D780 удобна настолько, насколько может быть удобен современный цифровой зеркальный фотоаппарат.

Авторский альбом снимков, сделанных при помощи Nikon D780, можно полистать на ixbt.photo.

Благодарим компанию Nikon за предоставленные для тестирования камеру и объектив

Полный текст статьи читайте на iXBT прочитано 7756 раз