Исследование: на Луне наблюдается геологическая активность

Мы привыкли считать Луну «мертвым» миром. Не только потому, что на ней нет жизни — большая часть вулканической активности здесь прекратилась миллиарды лет назад. Даже самая молодая лунная лава успела зарубцеваться многочисленными метеоритными кратерами, формировавшимися в течение целых эпох, по мере того, как о поверхность Луны ударялись космические тела.

Мысль о том, что Луна может оказаться не совсем геологически мертвой, появилась 50 лет назад, в ходе американской космической программы «Аполлон». Во время миссий 12,14, 15 и 16 на поверхности Луны были установлены детекторы лунотрясений (сейсмографы). Вплоть до 1977 года эти приборы передавали на Землю данные, демонстрирующие вибрации, вызванные внутренними лунотрясениями. Однако уверенности в том, что эти явления могли быть обусловлены движением пород или внутренними перемещениями, не было.

Исследование: на Луне наблюдается геологическая активность

Еще одно предположение о том, что на Луне до сих пор может что-то происходить, появилось в 1972 году, когда астронавты миссии «Апполон-17» Юджин Сернан (Gene Cernan) и Джек Шмитт (Jack Schmitt) исследовали разрыв лунной поверхности, который они назвали разломом Ли-Линкольн (Lee-Lincoln scarp). Ученые, изучившие разлом позднее, предположили, что он может представлять собой геологический уступ (когда один участок породы перемещается относительно другого), однако они также не были уверены в своих предположениях.

Исследование: на Луне наблюдается геологическая активность

Впоследствии несколько аналогичных примеров были замечены на снимках, сделанных космическими аппаратами «Аполлон» во время их нахождения на орбите возле экватора Луны, однако только в 2010 году автоматическая межпланетная станция НАСА под названием «Лунный разведывательный орбитер» (Lunar Reconnaissance Orbiter, LNO) обнаружила, что такие разрывы лунной коры (или грабены) присутствуют на всей поверхности Луны.

Сейчас большинство ученых сходятся во мнении, что грабены являются ни чем иным как разрывами коры, произошедшими в результате остывания еще горячего ядра Луны. Другими словами, охлаждение заставляет поверхность Луны постепенно сморщиваться и сжиматься.

Аналогичное явление более масштабно наблюдается на Меркурии, планетарный радиус которого за последние 3 миллиона лет уменьшился на 7 км. Крупнейшие разрывы коры на Меркурии по размеру в сотни раз превышают грабены на Луне. Тем не менее, грабены не обязательно должны быть активными и двигаться, вызывая сотрясения поверхности.

Активные грабены

Согласно материалам нового исследования, опубликованного изданием Nature Geoscience, на Луне действительно до сих пор может наблюдаться геологическая активность.

Результаты анализа показывают, что грабены на Луне относительно молоды — им не более 50 миллионов лет. Но являются ли активными по сегодняшний день? В своем исследовании Том Уоттерз (Tom Watters) и его коллеги из Смитсонианского института в США использовали новый способ определения места сотрясений поверхности Луны по данным «Аполонна» более точно, чем это было возможно раньше.

В частности, команда установила, что 8 из 28 обнаруженных поверхностных вибраций происходили вблизи (в пределах 30 км) от грабенов — это дает основания предполагать, что грабены действительно могут быть активны.

Ученые также изучили следы, оставленные на поверхности Луны большими камнями. Эти следы могут являться результатами сотрясения поверхности, поскольку они также расположены в непосредственной близости от грабенов. Также присутствуют следы оползневых отложений. По словам ученых, все это говорит о том, что на Луне до сих пор может наблюдаться геологическая активность.

Означает ли все это, что Луна небезопасна для исследований? Недавно Соединенные Штаты объявили о планах вновь отправить на Луну человека и построить там лунную базу. К счастью, ни одно из новых открытий не говорит о том, что на Луне происходят сильные толчки. Лунотрясения случаются гораздо реже, чем землетрясения, однако теперь ясно, что для строительства базы не подойдут места, расположенные вблизи грабенов.

Источник