Наши люди: Алена Геклер
Образование
Я закончила Плехановскую экономическую академию. Училась там на факультете международных отношений, причем факультет на тот момент курировался голландской бизнес-школой (International Business Studies). Со второго курса преподавание велось на английском, мы учились по голландской программе — я хорошо помню, например, как мы ксерили учебники, которых на всех не хватало. Но в итоге выпускники факультета получали отличное и довольно редкое на тот момент в России образование в области международного маркетинга с отличными языковыми навыками (помимо английского преподавался голландский и испанский). Другим плюсом обучения на этом факультете стала возможность применять полученные знания на практике. Студентам не только не запрещали, но и рекомендовали работать, а в ряде случаев даже оказывали содействие в поиске вакансий. Именно так на третьем курсе я начала работать в коммерческом отделе посольства Дании, а позже перешла в датскую компанию Columbus IT, которая сейчас является одним из крупнейших партнеров Microsoft в области Microsoft Dynamics — решений для автоматизации бизнес-процессов и управления бизнесом, продвижением которых я сейчас занимаюсь.
Впрочем, такая композиционная завершенность наметилась значительно позже. Когда я только начала работать в российском подразделении Columbus IT, информационные технологии были совсем не такими, как сейчас — в ИТ работали исключительно технари и они совсем иначе видели основные принципы взаимодействия с клиентами и задачи компании. В каком-то смысле мне повезло, что я начала свою карьеру с должности руководителя отдела маркетинга, состоявшего на тот момент из одного человека — меня самой.
Работа
Маркетинг в ИТ и B2B компаниях сильно отличался от того потребительского B2C маркетинга, которому меня учили. На момент начала работы в Columbus IT наши маркетинговые активности были ограничены определенным перечнем компаний с узкой специализацией, столь же специализированной аудиторией и сравнительно небольшими бюджетами. Основными способами взаимодействия с аудиторией были выставки, рассылки писем, причем не электронных, а аналоговых — я отлично помню, как приглашала свою младшую сестру клеить марки на конверты. Кроме того, отличным каналом для коммуникаций были профессиональные журналы «PC Week», «Computerworld», «Директор информационной службы». Примечательно, что бизнес-издания и их читатели на тот момент мало интересовались ИТ-тематикой.
Тогда же мы создали первый сайт Columbus IT, адаптировали датские брошюры компании для российского рынка.
По мере того, как расширялся ИТ-рынок, увеличивалась и наша аудитория. Функции маркетинга в ИТ росли вместе с рынком и я росла вместе с ними. В 2001 году я наняла PR-менеджера, поскольку стало очевидно, что с прессой необходимо работать профессионально и не только на уровне публикации рекламных полос. Тогда же мы устраивали поездки журналистов в Данию — в главный офис компании и публикации эксклюзивных интервью с CIO компании. Чуть позже в отделе появились специалисты по телемаркетингу, веб-мастер и другие сотрудники.
В 2002 году мне предложили параллельно с маркетингом руководить отделом поддержки. Это — был новый исключительно интересный опыт, который позволил мне понять, как видят нашу работу клиенты, какие качества для них приоритетны и за что они готовы платить деньги. Кроме того, я поняла, какую новую ценность я с моим опытом маркетолога могу принести в традиционно ИТ-шные направления бизнеса, такие как работа с клиентами и техподдержка.
Позже я перешла в датскую компанию Navision, которая была впоследствии приобретена Microsoft Business Solutions и стала базой для Microsoft Business Solutions. Так я впервые оказалась в Microsoft. Правда, в силу того, что часть маркетинговой работы, которой я занималась в Navision, были переданы в отдел маркетинга Microsoft, количество моих задач снизилось. В результате я согласилась занять должность руководителя департамента по работе с партнерами Microsoft в Восточной Европе. Здесь пригодились мои знания, полученные во время руководства отдела техподдержки, а также навыки кросс-культурного общения, которое было одним из предметов в институте. Действительно, специфика работы с представителями разных государств и наций существует и если вы хотите работать в глобальной компании, нельзя ее не учитывать.
После этого я вернулась Columbus IT, но уже в центральный датский офис — в качестве вице-президента по глобальному маркетингу. На тот момент компания находилась на новой стадии своего развития — они можно так сказать глобализовывались. Если раньше каждый офис в определенной стране существовал практически изолировано, то теперь требовалось централизовать определенные функции, в том числе и маркетинг. Эта централизация и стала моей главной задачей. В числе прочего она включала в себя масштабный ребрендинг, поскольку на тот момент у различных подразделений в 28 странах из всех обязательных элементов брендбука общим был только логотип. Все остальное различалось. Сделать так, чтобы глобальный сайт с хабами основных национальных офисов, а также основные функции, которые можно будет использовать единообразно в каждой стране не только работали, но и нравились представителям каждого национального офиса — совсем не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд. Нетрудно догадаться, что это также был отличный опыт кросс-культурного общения.
Где-то два с половиной года я работала в этом качестве. Помимо ребрендинга, мы создали и внедрили централизованную схему формирования и воплощения маркетинговых программ и взаимодействия с Microsoft.
Но самый интересный карьерный ход я сделала через год — в 2009, когда перешла на должность руководителя кабинета президента Microsoft в России Николая Прянишникова. В этом качестве я проработала три с половиной года, что является, наверное, самым продолжительным для меня периодом работы на одной должности. Здесь стоит оговориться: в каком-то смысле работа в качестве советника и помощника президента Microsoft была неожиданным шагом в контексте того профессионального опыта, который я получила ранее. Эта работа сильно отличалась от того, что я делала раньше и многие мои знакомые и коллеги не понимали моих мотивов. Однако сейчас я вижу, что это было одно из самых верных решений в моей карьере. Ценность опыта, который я приобрела в процессе этой работы, определяется уникальной возможностью очень широко посмотреть на работу в структуре корпорации и узнать много нового о самых различных направлениях ее работы: от взаимодействия с пользователями — до работы с представителями государства и власти.
Мне нравилось работать в этом качестве, но, поскольку один из моих главных карьерных и жизненных принципов требует постоянно выводить себя из зоны комфорта, я продолжила свой карьерный путь и сейчас занимаю позицию директора департамента по продвижению бизнес-решений Microsoft в России. Моя новая должность интересна тем, что требует применения практически всех навыков и знаний, которые я получила, работая в разных местах. Это — позиция которая объединяет все бизнес-задачи: продажи, маркетинг, работа с партнерами и все другие аспекты бизнеса, которые существуют в Microsoft объединены в рамках моих профессиональных задач. Я полностью отвечаю за продукт — от продвижения до продаж.
Семья
В Microsoft и ряде других западных компаний есть понятие work-life balance — необходимого баланса между работой и личной жизнью, без которого ни один специалист или менеджер не будет по-настоящему эффективен. Для меня, как для женщины c двумя детьми, life — это в немалой степени моя семья. Я знаю, что многие женщины, стремящиеся сделать карьеру, часто временно откладывают рождение детей или создание семьи. На мой взгляд, это — неверно. Для многих людей — и я одна из них — основа успеха состоит именно в этом внутреннем балансе, радости, ощущении удовлетворенности, которые приносят тебе твоя личная жизнь и работа в равной степени.
Кроме того, важно понимать, как много энергии для работы дает человеку успешная личная жизнь. Дети, семья и та радость, которую они тебе дают — отличный способ перезарядить ваши аккумуляторы. Конечно, у каждого эта «перезарядка» может быть представлена чем-то своим: хобби, спортом, другими увлечениями и интересами. Важно, чтобы они были и позволяли тебе жить в гармонии, поскольку одного ума, таланта и честолюбия, как правило, хватает только до определенного уровня — дальше карьерный рост человека, внутри которого нет этого баланса, замедляется или вовсе останавливается.
Источник: Microsoft