Звуковой прожектор: технология, которую никто не смог повторить
Обсудить 0
Идея отражать от стен звук для создания объемного эффекта стара, как эхо. Правда, полноценной заменой многоканального звука такая технология не будет: после отражения от направленного звука остается именно эхо. Как раз оно и создает объемный звук в многочисленных саундбарах, которые выпускают почти все производители акустики. Для прогресса нужно было найти способ фокусировать звук. Опять же технология известна с античных времен — рупор. Но под каждую конфигурацию помещения пришлось бы изготавливать рупоры на заказ: распространение звука в разных комнатах уникально.
Идея была подсмотрена у военных — это радары с фазированными решетками: изменяя фазы сигнала в массиве маленьких акустических головок, можно направлять и фокусировать звук в нужных точках. Однако для достижения такого эффекта требовались невиданные ресурсы: массив из десятков динамиков с персональными усилителями и мощный сигнальный процессор, который бы мог в реальном времени вычислять нужные задержки для каждой головки и управлять усилителями. И именно Yamaha в 2005 году довела эту технологию до ума, выпустив на рынок первый YSP — Yamaha Sound Projector. За прошедшие годы технология была доведена до совершенства, и до сих пор никто из конкурентов не смог повторить ее.
Нынешний флагман «звуковых прожекторов» YSP-5600 для обеспечения эффекта многоканального звука использует массив из 44 (!) динамиков, который может обеспечивать эмуляцию практически любой конфигурации объемного звучания, вплоть до самой навороченной 7.1.2-канальной. Настройка первых звуковых проекторов была довольно сложна и под силу только человеку с идеальным слухом и хорошей технической подготовкой: требовалось сфокусировать в определенных точках разные каналы, предварительно нарисовав и рассчитав на схеме помещения углы отражения. При покупке моей первой системы продавец сказал: «С настройкой аппарата справится любой человек, владеющий азами тригонометрии», после чего я сразу вызвал специалиста.
Под декоративной решеткой на передней панели расположены 44 точно позиционированных излучателя, каждый из которых снабжен отдельным усилителем. Направленные на стены и потолок звуковые лучи, отражаясь, попадают туда, где находится слушатель.
Новейшие форматы объемного звучания, такие как Dolby Atmos и DTS: X, еще сложнее в настройке, но специалистов сегодня приглашать не надо — YSP-5600 имеет автоматический режим регулировки угла звукового луча при помощи настроечного микрофона. Кстати, именно по наличию такого микрофона можно отличить звуковой прожектор от просто саундбара. До недавнего времени все системы объемного звучания раскладывали звук строго по горизонтали: зритель мог локализовать звук типа справа-слева-впереди-сзади, но никак сверху и снизу. Новейшие 7.1.2-канальные форматы позволяют записывать объемный 3D-звук, но для его воспроизведения требуется инсталляция потолочных систем. YSP-5600 справляется и с этой задачей, реализуя вертикальные каналы звука при помощи двух массивов по шесть излучателей, направленных в потолок. Эта же технология позволяет позиционировать диалоги и вокал строго по центру экрана — как по горизонтали, так и по вертикали, идеально совмещая звук с изображением.
Не сходя с места, при помощи мобильного телефона можно легко переводить систему в один из четырех основных режимов. В 3D Surround задействованы пять горизонтальных и два вертикальных луча для воссоздания эквивалента 7.1.2-конфигурации трехмерного звукового поля. Surround с пятью горизонтальными лучами дает стандартное 5.1-канальное окружающее звучание. В режиме Stereo специальный вертикальный излучатель выступает в качестве твитера, обеспечивая высококачественное стерео. А Target — монофонический режим для отчетливого воспроизведения речи с точной локализацией в пространстве. Я знаком с этой технологией уже много лет, но до сих пор она восхищает меня своей магией. И звуком.
Обсудить 0