«Зонтик на колесах»: народный автомобиль по-французски
В середине тридцатых годов прошлого века вице-президент Citroen Пьер Буланже задумал вторгнуться в новую нишу, где до этого автомобили не жаловали. Буланже решил не много, ни мало — «автомобилизировать» обитателей французской глубинки, или, проще говоря, пересадить на автомобиль сельских жителей, которые до сих пор предпочитали проверенный временем гужевой транспорт. Но в 1930-х это выглядело настоящим анахронизмом, тем более в такой промышленно развитой стране как Франция. Америка уже несколько десятилетий как подверглась тотальной автомобилизации, включая глубинку, за что огромное спасибо надо было сказать Генри Форду и его «Жестянке Лиззи» — первому в мире народному автомобилю Ford T.
Нечто аналогичное задумал сделать Беланже, и вскоре было сформировано техническое задание к французскому аналогу «Жестянки Лиззи». Машина должна была быть предельно простой, дешевой, весить не более 600 килограммов, разгоняться до 60 км/ч, перевозить двоих пассажиров и 100 кг груза: например, несколько мешков картошки. Верх должен был быть матерчатым, что помогало бы перевозить разного рода «негабариты», которых в крестьянских хозяйствах всегда хватает. Налог на машину должен был быть минимальным, поэтому в машине оказалось всего две «налоговые лошади», что и стало ее названием: 2CV или Deux Chevaux (две лошади). Но при этом Беланже решил не отказываться от прогрессивного переднего привода и торсионной подвески. Воплощать его замыслы в жизнь доверили конструктору Андре Лефевру и дизайнеру Фламинио Бертони.
Эта парочка рьяно взялась за дело и весьма оперативно создала одноглазого уродца с гофрированными кузовными панелями и подвесными — наподобие гамаков — креслами для водителя и пассажира. Без слез на прототип будущего «зонтика на колесах» смотреть было невозможно, однако все условия техзадания были соблюдены, и на Парижском автосалоне 1939 года должно было состояться явление народу Citroen TPV — так назывался автомобиль в первоначальном варианте. Несмотря на то, что машина фактически родилась, она тут же впала в коматозное состояние на долгие десять лет. Виной тому не неудачная конструкция, а начавшаяся Вторая мировая война, в которой Франция была быстро разгромлена, затем последовала капитуляция, а все изготовленные образцы будущего Citroen 2CV были спрятаны от немцев. Компания Citroen не желала, чтобы её народный автомобиль стал очередным трофеем нацистов.
После того, как в 1945 году настала очередь капитулировать Германии, руководство Citroen решило возродить машину, правда, её конструкцию весьма серьезно доработали. Модель обзавелась двумя фарами, полноценными сидениями, но конструктивно по‑прежнему оставалась очень простой. Так, двери, капот и багажник можно было снять без особых проблем, а передние и задние крылья крепились на винтах, что делало их демонтаж также очень простым. Например, в случае несерьезной аварии необязательно было отправляться в сервисный центр, а можно было произвести кузовной ремонт своими силами, попросту сняв поврежденные панели и заменив их новыми.
Вместе с тем передний привод и четырехступенчатая коробка передач делали машину весьма прогрессивной, и этим она выгодно отличалась от одноклассников. Достаточно простым был в обслуживании и двухцилиндровый верхнеклапанный 0,375-литровый оппозитник мощностью 9 л.с. Но самое главное, Citroen 2CV стал очень востребованным автомобилем послевоенной Европы. По окончании войны европейский авторынок, как и сама Европа, находился в плачевном состоянии и претерпел кардинальные изменения. У граждан не было денег не то что на машины, а даже на велосипеды, и возрождению авторынка Старого Света способствовали как раз такие недорогие машины как Citroen 2CV.
Дебютировав на Парижском автосалоне в 1948 году, автомобиль поступил в продажу 22 сентября 1949 года и сразу же стал остродефицитным товаром, а очередь на него растянулась на годы. Пришлось вводить нормы «госрегулирования», распределяя машины чуть ли не поштучно разным группам покупателей. При этом значительная часть автомобилей отправлялась на экспорт.
И пусть над машиной потешались, называя её гадким утенком и автомобилем для неудачников, Citroen 2CV полюбили не только во Франции, но и во всей Европе. Не полюбить «зонтик на колесах» было невозможно, ведь этот автомобиль оказался в нужное время в нужном месте и во многом благодаря ему европейцы опять сели за руль и почувствовали вкус к жизни после всех ужасов Второй мировой войны.
Благодаря отменному спросу фирма Citroen вносила очень скупые улучшения в конструкцию машину. Первые несколько лет она красилась в один-единственный серый цвет и только потом в гамме появились другие цвета. Девятисильный двигатель впоследствии заменили на 12-сильный 0,47-литровый мотор, а под конец жизни Citroen 2CV оснащался 28-сильным двигателем объемом 0,6 литра. На его базе был построен достаточно популярный пляжный внедорожник Citroen Mehari и такая экзотика, как внедорожник Citroen Sahara с двумя двигателями.
К началу семидесятых машина устарела и физически и морально, но грянул нефтяной кризис, и спрос на Citroen 2CV резко скакнул вверх. Одним из козырей машинки продолжала оставаться её экономичность — на сотню пробега она расходовала три-четыре литра топлива, в зависимости от мощности двигателя. В 1974 году был отмечен пик производства, после чего интерес к детищу Пьера Буланже начал медленно и неукоснительно снижаться. Наряду с Volkswagen Beetle и MINI, Citroen 2СV оставался долгие годы «живой классикой», но бег времени неумолим и в 1988 году производство во Франции было прекращено, а в июле 1990 года был выпущен последний «зонтик на колесах» на португальском заводе Citroen. Всего с 1949 по 1990 год было выпущено более 8,7 миллионов Citroen 2CV всех модификаций. Таким образом, Citroen 2CV стал одной из самых удачных и массовых моделей Citroen и одним из самых известных французских автомобилей за всю историю мирового автопрома.
Обсудить 0