Знатоки, напрягите память: какой из советских автомобилей носил имя "Вазда»?

08.12.2022, 06:34
Подсказка: он был создан на Волжском автозаводе в конце 1970-х, а в его создании было заинтересовано, в первую очередь, КГБ.
Рома Назаров
Знатоки, напрягите память: какой из советских автомобилей носил имя «Вазда»?
Denisovets.Narod.ru
В 1970-х годах руководство советского автопрома захватил интерес к роторно-поршневым двигателям.   

Мощные и лёгкие, роторные моторы (их второе название — двигатели Ванкеля) в первую очередь интересовали спецслужбы. Однако поначалу предполагалось, что и массовый автопром сможет на них постепенно перейти.

ТКак бы то ни было, в 1973 г. власти передали ВАЗу для изучения японскую Mazda RX-2 с двухсекционным роторным двигателем мощностью 120 л. с. Местные умельцы переставили движок на ВАЗ-2103, соединив со стандартной «вазовской» трансмиссией. Опытный образец в шутку назвали «Вазда-Т34». Аббревиатура, по-видимому, намекает на лихие способности машинки с движком неслыханной мощности. 

Так родилась программа роторно-поршневых двигателей, которой СССР следовал на протяжении семидесятых и восьмидесятых годов. В её рамках для самых разных моделей, от «Оки» до «Чайки» , пробовали создавать роторные версии. 

Роторные двигатели ВАЗ-311 и 411. За рулём

В большинстве случаев дальше прототипов не пошло, а иногда случались казусы. Например, на РАФ был создан экспериментальный санитарный микроавтобус по заказу охраны и медицинской службы Кремля. Автомобиль на полигоне легко развил 160 км/ч, но при этом верхние части дверей начинали оттопыриваться из-за напора воздуха, а тормозная система машины не могла её остановить.

Роторные «Жигули»

В конечном итоге, остался ВАЗ, первый из автозаводов, начавший эксперименты в этой области. Здесь были разработаны сначала односекционный двигатель Ванкеля ВАЗ-311 мощностью 80 л. с., а затем более мощный двухсекционный ВАЗ-411 на 120 л. с.

Внешне роторные машины не отличались от обычных — этого и желали силовики. За рулём

С первым была создана опытная партия из 50 экземпляров, названных ВАЗ-21018, и распродана населению. Вскоре 49 единиц вернулись на завод из-за массы технических нареканий, где их конвертировали на обычные ДВС. Нарекания вызывал малый ресурс двигателя, большой расход масла (общая болезнь всех двигателей Ванкеля), высокий расход топлива и плохая сбалансированность двигателя. По имеющимся данным, в мире остался единственный ВАЗ-21018.

ВАЗ-21019 со 120-сильным двигателем выпускалась малосерийно для нужд советских спецслужб. Её развитием позже стали ещё более мощные ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 мощностью до 140 л. с.

140-сильный ротор Ванкеля под капотом ВАЗ-2109. За рулём

Апофеозом развития стал двигатель ВАЗ-415, устанавливавшийся на ВАЗ-2108 и 2019 «Самара». В начале 1990-х его могли купить не только спецслужбы, но и все желающие, хотя энтузиастов нашлось немного и сейчас машины стали коллекционной редкостью.

©  Популярная Механика