Змеи, оснащенные крошечными датчиками, помогают исследователям следить за радиоактивным загрязнением почвы Фукусимы

04.08.2021, 19:59
Дикая природа Фукусимы была тщательно изучена с тех пор, как цунами и ядерная катастрофа обрушились на регион десять лет назад. Однако в новом исследовании ученые описывают, как используют диких животных для наблюдения за самим регионом.
Виталий Маршак
Змеи, оснащенные крошечными датчиками, помогают исследователям следить за радиоактивным загрязнением почвы Фукусимы
Hannah Gerke

Крысиные змеи, обитающие в Японии, помогают ученым измерять уровни радиационного загрязнения

Согласно статье, опубликованной в журнале Ichthyology & Herpetology, ученые обнаружили, что змей можно использовать в качестве инструмента для определения уровней радиации в почве экосистемы. Основные радионуклиды, которые остаются в окружающей среде на Фукусиме обычно фиксируются в почве, на которой змеи проводят много времени.

«Поскольку змеи проводят так много времени в тесном контакте с почвой, мы подозревали, что они могут накапливать высокие уровни загрязняющих веществ и подвергаться повышенному воздействию радиации из почвы», — пишут ученые.

Исследователи прикрепила крошечные GPS-трекеры к девяти крысиным змеям, которых позже выпустили в районе примерно в 24 километрах к северу от электростанции. Передатчики также имели крошечный чип, называемый дозиметром, который измерял общую дозу облучения змеи за период слежения.

Хвост змеи
Hannah Gerke

Несмотря на то, что змеи перемещаются в среднем всего на 65 метров в день, ученые обнаружили, что они способны улавливать даже самые незначительные, но важные уровни радионуклидов.

Результаты показали, что около 80% дозы радиации, полученной змеями за это время, поступило от почвы, деревьев и растений, по которым они скользили, в то время как только 20% поступило от съеденных загрязняющих веществ из добычи.

Ученые также выяснили, что змеи предпочитают проводить время внутри заброшенных зданий и редко заползают глубоко в хвойные леса. Исследователи считают, что такое поведение помогло рептилиям защититься от загрязнения окружающей почвы.

«К сожалению, на данный момент у нас мало информации о воздействии радиации на змей. По сравнению с другими группами животных, такими как млекопитающие, мы очень мало знаем о том, как хроническая радиация влияет на рептилий или какие уровни вредны для них. Наше исследование призвано привлечь внимание к этому недостатку знаний и предоставить исходные данные, которые помогут нам определить, каким уровням радиации змеи могут реально подвергаться при перемещении по своей среде обитания»,  — говорят исследователи.