Жидкая вода на Марсе может оказаться глиной

30.07.2021, 09:18
Несколько лет назад ученые объявили об обнаружении озер с жидкой водой на Марсе, которые находятся под ледяной шапкой на южном полюсе планеты. К сожалению, сразу три новые работы опровергают это утверждение. Эксперименты показывают, что сигнал воды, скорее всего, был получен от замороженной глины.
Екатерина Бельчикова
Жидкая вода на Марсе может оказаться глиной
ESA/DLR/FU Berlin/Bill Dunford

Еще три года назад все научное сообщество радовалось невероятному открытию, но правдиво ли оно?

Уже очень давно ученые находят различные свидетельства того, что когда-то на Марсе была вода. Однако фактическое обнаружение жидкой воды долгое время оставалось чем-то мифическим. В 2018 году ученые заявили об ошеломляющем открытии: орбитальный аппарат Mars Express обнаружил сигналы воды! Изучив данные с устройства, ученые пришли к выводу, что подо льдом толщиной в 1,5 километра находится жидкое озеро.

Безусловно, открытие вызвало много вопросов. Во-первых, как вода может оставаться жидкой при таких низких температурах? Ученые предположили, что все дело в давлении и смеси солей, а некоторые были уверены, что озеро нагревалось снизу, что означало бы, что Марс вулканически активен.

Однако спустя три года сразу три разные работы опровергли теорию о жидкой воде на Марсе. В рамках первого исследования ученые проанализировали 44 000 радиолокационных отражений, полученных в этом районе за 15 лет. Результаты говорят о том, что в этих местах очень много сигналов того же типа, что и «вода». Многие из них обнаружены слишком близко к поверхности, где жидкая вода не может существовать ни при каких условиях.

Другая группа исследователей сосредоточилась на том, какие еще материалы могли иметь аналогичные сигналы. Так они обнаружили, что подповерхностные глины, минералы с металлами и замерзшая соль могут быть похожи на полученные сигнатуры.

В третьем исследовании ученые проверили одну из этих идей на практике. Они сосредоточили свою работу на типе глины (смектите), который образовывается после высыхания жидкой воды. Образцы смектитов были заморожены жидким азотом до -50 °C и помещены в прибор, который измерял их радиолокационные отражения.

Результаты показали почти идеальное совпадение с наблюдениями орбитального аппарата. Дополнительные доказательства были получены из данных орбитального аппарата Mars Reconnaissance (MRO), который обнаружил, что такие смектиты распространены по всей поверхности изучаемого региона.

Конечно, исследования не могут подтвердить, что смектиты являются источником странных сигналов. Однако теория о жидкой воде на Марсе становится все более неправдоподобной.