«Зеленая сталь»: произведен первый слиток без использования угля
Шведское предприятие Hybrit выпустило первую партию безуглеродной стали. Её уже выкупил Volvo.
Автоконцерн планирует начать производить прототипы автомобилей и компонентов из «зеленой» стали уже в этом году, в то время как Hybrit обещает начать коммерческое производство в 2026 году, сообщает The Guardian. Но и в этой нише есть конкуренция.
Другая шведская компания, H2 Green Steel, намерена построить завод по производству безуглеродной стали к 2024 году. Такая «гонка вооружений» оправдана — ЕС рассчитывает достичь нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году. Для этого придётся отказаться от использования коксующегося угля и перейти на водород и возобновляемую энергию. Это важно — на производство стали из руды с использованием угля приходится 8% мировых выбросов парниковых газов. При этом, на металлургическую компанию SSAB, совладельца Hybrid, приходится 10% выбросов углекислого газа в Швеции и 7% в Финляндии.
Перейти на безуглеродную сталь одним днём невозможно: сталелитейной отрасли понадобится очень много электроэнергии из возобновляемых источников, для этого нужна инфраструктура. Под новую технологию потребуется переоборудовать заводы, это потребует времени и вложений. Да и с экономической точки зрения всё изменится — закупки угля сменит полная зависимость сталеплавильной отрасли от производства электроэнергии.
С водородом все тоже не так просто — сейчас он зачастую извлекается из природного газа. При его производстве выделяется огромное количество CO2. К счастью, существуют «зеленые» способы добычи водорода — например, при помощи электролиза. Именно так Hybrit и планирует получать водород.