«Зарплата ИТ-специалиста в Южной Корее составляет от $2500 в месяц»

Колонка сооснователя украинского маркетплейса Preply Дмитрия Волошина о жизни и развитии бизнеса в стране.

В избранное

В избранном

В августе 2017 года команду украинского маркетплейса для поиска репетиторов Preply пригласили в южнокорейский инкубатор K-Startup Grand Challenge. Проект попал в число 50 команд, которые прошли в инкубационную программу в Pangyo Techno Valley — южнокорейский вариант Кремниевой долины в Сеуле.

Бизнес-взгляд: рынок Азии в цифрах

По данным Statista, в 2015 году страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АРАС) стали мировыми лидерами по объёмам товарооборота в сфере электронной коммерции.

Азиаты любят покупать в онлайне. За год население региона совершило покупок в интернете на сумму $1,057 трлн.

Это число не сравнимо даже с показателем Северной Америки: её жители потратили за то же время лишь $644 млрд. Но насколько Азиатско-Тихоокеанский регион привлекательный, настолько он и сложный.

По уровню жизни Южная Корея похожа на Японию, а вот сам Сеул напомнил по своему духу Нью-Йорк. Согласно статистике Всемирного банка, в 2016 году Корея заняла 35 позицию среди стран мира по ВВП по паритету покупательной способности на душу населения. Бурно развивается и сфера стартапов. Местные жители говорят, что ещё три года назад они и думать не могли о таких темпах.

Языковой вопрос

Дмитрий Волошин

Нам, как и многим представителям стартап-сообщества, казалось, что английский язык универсален. Но Корея живет по своим правилам. Английский здесь учат в школе, но с полным пониманием того, что разговаривать на нём никто не собирается. Образовательная система не предполагает устного экзамена, только письменный.

Если человек приехал в Корею и совсем не знает корейского — он чужой. Такое отношение ещё более ощутимо в деловой сфере. Незнание местного языка настораживает: для местных это значит, что вам не стоит доверять, а уж тем более — делать вместе бизнес. Однако даже поверхностное знание корейского — буквально несколько фраз — могут расположить местных. Мы убедились в этом на собственном опыте: питч Preply, начавшийся с приветствия на корейском языке, получил отличный отклик аудитории.

Главные составляющие корейского общества

Жизнь корейцев — как общественная, так и культурная и деловая — опирается на три ключевых элемента. Первый — чувство общности (sense of togetherness). Корейцы знают, что их общество зависит от отношений и принадлежности к определённой группе, всегда стремятся строить сильные связи и работать со «своими».

Второй элемент — sense of face. Это проявление учтивости и хорошего воспитания всегда и везде. Для корейцев крайне важно показать себя только с положительной стороны. Если кто-то в Корее откажет в оказании услуги — скорее всего, он не кореец.

Это заметно во всём: буквально все, с кем нам приходилось столкнуться, были очень учтивы, улыбались и, кажется, хотели решить все наши проблемы и сложности. Это было нелегко, учитывая, что корейцы почти не говорят по-английски, но их стремление помочь всё равно было приятно.

Последний элемент — чувство статуса (sense of rank) — предполагает настоящий культ поклонения старшим. Низко кланяться, предлагать что-либо только двумя руками, обращение по полному имени с уважительными приставками — вот лишь некоторые примеры.

Карьера в жизни корейца

Гонка за успешной карьерой начинается с раннего детства. По приезду в Сеул нас поразило, что на улицах практически не видно детей: они вплотную заняты обучением. Корейские дети с младшей школы живут по строгому режиму: с 7 утра занятия, после уроков — частные школы или репетиторы, в 10 вечера — домой, учить уроки, к 7 утра снова за парту.

Жизненный план таков: школа — университет — крупная корпорация. Все мечтают работать в компании побольше, к примеру, в Hyundai или Samsung. Став частью такой компании, молодой специалист десятилетиями делает в ней карьеру.

Этой цели они отдают очень много времени. На работе задерживаются все, часто люди работают до 10 вечера. Уйти с работы пораньше возможно лишь в двух случаях: если вы женщина или если вы с коллегами вместе идете в бар.

Совместное распитие алкоголя — признанный инструмент тимбилдинга в местной культуре. Не удивляйтесь, если на собеседовании рекрутер спросит, сколько бутылок соджу вы способны выпить.

Стартап-экосистема

В этой сфере корейцы начинают перенимать западные ценности. Компаний, в которых царит европейская или американская корпоративная культура, пока не так много, но метаморфозы уже заметны.

В сеульском инкубаторе мы заметили очень разношёрстную аудиторию. Корея ищет своего «единорога» во всех сферах. Очень популярны hardware-стартапы, потому что это потенциальные рабочие места для местных. Но и software-проектов немало. Отдельно стоит отметить интерес к проектам, связанным со здоровым питанием и сельским хозяйством.

Что касается выбора бизнес-партнера, тут в корейцах начинает говорить восточная вдумчивость. Они любят строить деловые отношения с теми, кого знают. Мы, к счастью, быстро поняли важность ежедневной работы над установкой контактов. Это «инвестиции» в sense of togetherness.

В Сеуле кипит нешуточная стартап-жизнь: постоянно проходят мероприятия, которые точно не стоит пропускать. Важная часть наших задач в Корее была связана именно с живым общением и встречами.

Бизнес-культура Кореи

Азия — это про отношения. Для иностранной компании важно иметь контакты в различных сферах, потому что именно их авторитет, репутация и экспертизы оказывают наибольшее влияние на развитие.

Бизнес-общение начинается с личного контакта. На старте нужно направить все усилия на то, чтобы заслужить расположение и оставить приятное впечатление. После первой встречи можно отправить письмо с напоминанием о себе.

Допустим телефонный звонок, но это менее предпочтительный вариант. Электронная почта в Корее рассматривается как более вежливый формат. Обычно следующий этап — это бизнес-встреча, которая решает дальнейшую судьбу отношений. Если после неё вас пригласили на обед, это успех. В переводе с «корейского делового» это означает, что вас хотят узнать получше.

В плане использования социальных сетей Корея — точно не Америка и не Европа. Соцсети и мессенджеры не используются для бизнес-общения. Это платформы для личной переписки и развлечения молодежи. В основном эту функцию —, а заодно роль мессенджера, службы заказа такси и еды и даже роль банка — выполняет мобильное приложение Kakao.

О еде и быте

Досуг и неформальное общение — неотъемлемая часть деловых отношений. Поэтому развлекаться надо со знанием дела и по-корейски. В целом впечатление о корейцах создаётся исключительно положительное: приятные, вежливые и общительные люди, которые всегда рады помочь. Есть куда сходить и что посмотреть, миллион вариантов для шоппинга и культурного досуга.

Правда, цены несравнимы с украинскими, всё гораздо дороже. Минимальная зарплата по стране — $1200, в ИТ-сфере — от $2500. Квартиру с одной спальней в спальном районе можно снять менее чем $1000, в центре — до $1800. Чашка латте стоит $3, три раза поесть за день — около $30, если без излишеств.

Корейцы очень любят мясо, особенно на гриле, и знают в нем толк. На улицах Сеула множество кафе и ресторанов, где можно пообедать блюдами местной кухни, щедрой на специи и остроту. Если вы вегетарианец, корейцы вкусно готовят рис, лапшу с овощами. Кроме национальной кухни, местные любят тайские и вьетнамские блюда.

Корея — страна больших возможностей. Уважительное отношение к местной культуре, традициям и языку помогут органично вписаться в местное стартап-сообщество и завести немало полезных бизнес-контактов. Именно их здесь стоит «коллекционировать».

#переезд

©  vc.ru