Запуск ИТ-проекта без инвестиций — история создания RentacarFor.Me

Создатель сервиса RentacarFor.Me Кирилл Антошин в колонке для vc.ru проанализировал собственный опыт запуска ИТ-проекта и составил свод рекомендаций для начинающих предпринимателей. Автор рассказал, как подбирал команду, отлаживал рабочие процессы и читал письма, адресованные службе поддержки.

Когда я рассказываю, что команда моего проекта — это пять-семь человек, живущих в разных концах планеты, люди сразу делают такое лицо, мол: «Да-да, конечно, заливай!» Но серьезно — RentacarFor.me начинался с трех человек: меня, программиста и дизайнера. Не было никаких питчей, лифтов, пивотов и прочей стартаперской ерунды.

28ebb13777006c.jpg

Была идея, цель, некоторые сбережения и бодрое настроение. Все остальное мы заработали методом проб и ошибок. И из этого сложилось неплохое руководство по запуску проекта, который, возможно, будет интересен читателям.

Прибыль

Главная цель любого бизнеса — не придумать, как решить проблему. Не сделать много продаж. Не найти клёвого дизайнера, который сделает красиво. Главная цель — заработать деньги. И для этого нужно понять несколько вещей: кто ваш клиент, как будет построена система оплаты, будет ли такая организация удобна для всех сторон и как вы распорядитесь прибылью. Запомните: никто никогда не будет платить за красоту и удобство, все будут платить за доступность, хорошее качество, за что угодно, дающее реальную пользу, а не просто красивую картинку. Это многократно доказано.

Планирование

Постоянное планирование и бюджетирование — это очень важно для бизнеса. Каждый менеджер должен уметь работать с Excel. Лучше и доступнее для управления финансами пока ничего не придумали. У вас всегда должно быть понимание, где и в каком объёме хранятся деньги, сколько их будет на разных этапах, график прихода, график расхода. Если планируете привлекать кредитные средства, то делайте это только если на 100% уверены, что кредит будет погашен.

Очень важно помнить про собственную зарплату. Об этом почему-то очень часто забывают. Вы — менеджер, владелец, человек, вам нужен отдых, отпуск, и нужно на что-то жить, кормить семью. Закладывайте свое вознаграждение в финансовый план изначально.

Команда

Помимо финансового планирования в любом бизнесе важна команда. В моем случае это были разработчик и дизайнер. Я сам не умею программировать, и когда всё начиналось, ничего не понимал в хорошем дизайне. Поэтому мне пришлось выработать несколько правил, которые позволили понять, насколько хорош разработчик, даже не глядя на его код.

  1. Разработчик должен уметь писать тексты. По структуре изложения мыслей вы сможете понять, логично ли размышляет человек. А для ИТ-специалиста логика стоит на первом месте.
  2. У него должны быть публичные open-source проекты. Наличие таких проектов показывает, что человек воспринимает свою работу не как ремесло, а как творчество. А разработка программного продукта это чистой воды творчество.
  3. Он должен работать в OS X. Это личное наблюдение: если человек работает на компьютере Apple, значит, он ценит красоту. Красоту визуальную, красоту в работе и красоту в образе жизни. У такого человека и код будет стройный и красивый.
  4. Разработчик должен жить в Белоруссии. Это не дискриминация, просто в Белоруссии в стартап-тусовке все спокойнее, нет безумных денег, нет скороспелых проектов. Поэтому культура работы в ИТ-отрасли, на мой взгляд, выше. В России (даже в регионах) за простое мобильное приложение мне не ставили ценник меньше €10 тысяч. В Белоруссии делают за €6 тысяч, а если стажер будет писать код под присмотром, то €4,5 тысячи.

Программистов нужно искать на CodeCanyon — это маркетплейс, куда выкладывают и продают разного рода плагины, коды и так далее. Там есть удобный поиск с рейтингами, отзывами и статистикой. Дизайнера лучше искать на Dribbble. Там ничего не продается, это скорее витрина, портфолио, где можно выбрать кого-то подходящего по стилю и духу.

Процессы и сервисы

Мой бизнес построен так, что я живу в Черногории. Офис продаж и поддержка находятся в Будве, Нижнем Новгороде и Днепропетровске, разработка — в Белоруссии, дизайнера носит от Лос-Анджелеса до Таиланда, а люди, которые занимаются рекламой, — все в разных местах. Для связи мы используем Skype. Если что-то нужно обсудить на бегу — Viber или Facebook Messenger. В Balsamiq Mockups я делаю наброски элементов интерфейса. Google Docs — для документации.

Среди среди планировщиков задач я выделил три хороших продукта:

  • Trello — подходит для команд, которые ведут одновременно много проектов.
  • Wedoist — хорош на старте для однопоточного проекта.
  • Redbooth — мы на ней сидим уже два года — очень удобна для масштабируемого проекта и удаленной команды. Можно указывать время для каждой задачи, можно добавлять комментарии, прикреплять файлы; есть обсуждения и заметки. Сервис платный, но дешёвый.

Я работаю с исполнителями на условиях почасовой оплаты и всегда прошу оценить задачу заранее — спрашиваю разработчика: «Сколько примерно это займет»? Он говорит — пять часов работы. Я это время умножаю на два (называю это «коэффициент чемпиона»), если сложная задача — на четыре, и только после этого считаю реальные затраты.

Задачи ранжируются по значимости, и когда разработчик говорит «это будет стоить столько-то», порядок приоритетов сразу меняется. В итоге, знание, сколько денег отнимет конкретная задача, тоже позволяет понять, нужна она или нет. Потому что любое улучшение должно служить повышению доходности бизнеса.

Оплата

Для менеджера очень важна своевременная оплата труда — это человеческая психология. Если платят вовремя, человек чувствует уверенность в себе, ему гораздо комфортнее работать. Эта деталь формирует доверие между исполнителем и заказчиком. Я видел это на предыдущей работе, когда нужно было платить гидам после проведения экскурсий.

Если они не приходили за деньгами в офис, я звонил и говорил: «Я заеду после работы, только скажи, где ты, я тебе заплачу». Эта простая штука позволяла мне срезать косты на 20%, просто потому, что подрядчик всегда знал, что я заплачу и заплачу вовремя. И не имеет значения — говорим мы про туристическое агентство или ИТ-стартап. При такой разработке, какую мы ведем, доверие имеет огромное значение. Оно вообще важно в любой команде.

Масштабирование

Не старайтесь делать бизнес сразу для всех: для всей Европы, для всей России. Решайте конкретную локальную задачу, которая вам понятна, к которой имеете доступ. Когда решите эту узкую задачу, можно думать, как ее масштабировать.

Не смотрите на примеры стартапов типа Facebook, PayPal, Google — это исключение из правил. И подтверждение тому количество подобных успешных бизнесов. Их лишь сотни на весь мир. Тысячи компаний пришли к большому масштабу и капитализации после многих лет усердной работы. Стоит обратить внимание на них. Таких компаний на порядки больше, чем выстреливших на одной идее стартапов.

Продукт с минимальной функциональностью

Первое, что нужно запустить после появления идеи, — это минимальный продукт, MVP. Он важен для того, чтобы проверить гипотезу. Всем, кто ко мне обращается с вопросом, как что-то запустить в интернете, я говорю: «Берешь Wordpress, покупаешь нормальный шаблон, натягиваешь его, заливаешь контекстной рекламы на €500, смотришь, считаешь». Тестируйте все, что можно тестировать на маленьком продукте, — это сильно облегчает дальнейшую жизнь. А тестировать на MVP можно всё что угодно.

Технические задание

Ни один человек не сможет текстом описать интернет-проект так, чтобы вышло, как задумывалось, и в итоге получился бы идеальный рабочий вариант. Поэтому не стоит тратить время на объемные ТЗ, описывающие в одном документе весь программный продукт. Пользуйтесь планировщиками задач. Разделите весь проект на десятки небольших понятных задач. Потом дробите задачу ещё на несколько мелких и приступайте к работе.

Объясню на примере, как это работает. У нас на сайте есть расширенный поиск автомобилей с кучей фильтров, условно их 10. На эту панель у меня ушло 11 задач: создать расширенный поиск и по задаче на каждый из фильтров — как и что в нем должно работать. Потом вся работа подвергается дроблению на множество маленьких задач, которые пошагово решаются и выходят в релиз. Это удобно и для разработчика, и для менеджера.

Про разработку дополнительных новых функций. Главный критерий в этом вопросе — деньги. Если функция приносит новые деньги — однозначно делаем. Если не приносит — нет. Нужно вычленить самое простое, самое маленькое, и сначала сделать только это. Затем нужно смотреть, как функция работает. Если к ней нужно будет добавить какой-то обвес — это будет уже новая функция, которую надо прогнать по этой же формуле.

Мы работаем с маленькими прокатами (до 100 автомобилей и один офис). К нам приходил прокатчик, у которого три офиса в Черногории, и говорил, что нам нужна «многоофисность». Это сложнее привычной схемы, потому что надо учитывать доставку, место базирования машины, сколько времени и денег надо, чтобы доехать в тот или иной город и так далее.

Я подумал: «Смогу ли я без этого прокатчика заработать еще больше денег?». И вместо этого прокатчика договорился с тремя другими в тех же трёх городах. А потом мы вышли в Россию, где есть несколько сетевых компаний. Это несколько офисов в разных городах. И теперь я понимаю, что без этой опции зарабатывать больше на этом рынке я не смогу. Значит, надо делать.

Готовые решения

Старайтесь использовать готовые решения. Это значительно сэкономит время, усилия, деньги. Зачем изобретать велосипед, когда кто-то это уже сделал и теперь продает по сдельной цене? Просто возьмите это решение и встройте в своей проект. Иногда, конечно, требуется это решение доделать под себя. Но все равно это выходит быстрее и дешевле, чем создавать с нуля. Это касается плагинов, готовых патчей в коде, платных виджетов звонков с сайта, сбора отзывов, систем учета и аналитики, CRM и так далее. На старте использовать платные внешние решения выгоднее, чем делать все самому.

Клиентская поддержка

Владельцу бизнеса важно самостоятельно заниматься клиентской поддержкой как минимум на первых этапах. Так можно услышать просьбы как-то изменить ваш сервис под их потребности и от клиентов, и от поставщиков, и от партнеров. Я не говорю, что нужно самому постоянно сидеть в чате (хотя я иногда сижу и отвечаю на письма), но следует в целом быть в курсе того, что вам пишут.

Попробуйте настроить переадресацию копий с ящика службы поддержки или по вечерам читайте, что пришло туда за день. Обычная клиентская поддержка имеет не ту квалификацию, чтобы заметить запрос на изменение функциональности.

Нужные книги

Есть две книги, которые нужно реально прочитать любому предпринимателю. Первая — Getting real от 37signals. Хорошая маленькая брошюрка рассказывает, с чего начать, что нужно делать и что не нужно, как нанимать людей, как принимать от клиентов запросы на доработки, как заниматься рекламой, продвижением.

Вторая — The Toilet Paper Entrepreneur (в русском переводе — «Стартап без бюджета»), автор Майк Микаловиц. Её главная мысль такова: когда человек садится на унитаз, а рядом висит большой рулон туалетной бумаги, человек не парится и мотает в три слоя. Но когда там три листочка — начинается предпринимательство: человек заглядывает в мусорку, ищет ватные диски, упаковку от чего угодно.

Деятельность предпринимателя заключается в постоянных поисках такого рода. Никогда не хватает денег. Маленький бизнес может выиграть у большого только за счёт находчивости.

Всё, что я написал выше, не претендует на догму. Это исключительно личный опыт запуска проекта своими силами. У вас может быть другой взгляд на эти вещи или другой опыт. И я с удовольствием обсудил бы его в комментариях.

©  vc.ru