Занимательная этимология: что объединяет слова "курица" и "скука"?
Не буду вас долго томить: первой была курица, а если быть точнее, то »кура». А уже позже к слову присоединился суффикс -иц-, сделав из нашей птички представительницу женского пола — «курицу». Помните, бабушка в деревне для того, чтобы собрать всех кур в одном месте, созывала их на «цып-цып-цып»? Именно так появилось звукоподражательное слово «цыпа». А детеныша «цыпы» называли «цыпля». Уже в XIV-XVI веках к этому слову добавился суффикс -енок и получилось знакомое нам слово «цыпленок».
Вернемся к нашим курам. У любой уважающей себя куры должен быть еще и «кур», чья задача гордо вышагивать по двору, топтать их спины и »кукарекать» свою знаменитую песню. Берем первый слог от «кукарекать», добавляем к нему суффикс -ръ- и вот перед нами «куръ» — «крикун и певец», в буквальном смысле этого слова. Правда, звукоподражательное «ку» легло в основу не только для глагола «кукарекать», но и «курлыкать» (ворковать, кричать по-журавлиному), а также для названий других птиц: «кукушка», «куропатка». Вообще это не редкость, когда названия многих птиц связаны со звукоподражанием: «гусь», «гагара», «чиж».
Нашего «кура» петухом назовут только в XV веке, заменив «кур» на «петух», образованным от того же корня, что и слово «петь» («петух» — «тот, кто поет»). А первоначальное слово «кур» совершенно исчезнет из нашего языка, сохранившись только в фразеологическом выражении: «Попадать как кур во щи». А вот производное от него «курица» осталось навсегда.
Подобное слово было и в других славянских языках: в старославянском языке «коуръ», в болгарском «кур», словенском kùr, чешском kour, польском kur. То есть можно говорить о древних общеславянских корнях
Если окунуться еще глубже в историю, то можно обнаружить похожие слова и в других языках, что говорит об индоевропейском происхождении этого корня.
Не заскучали еще?
Вот здесь у нас очередь наконец доходит до существительного «скука» (тоска, грусть) и глагола «скучать», которые тоже связаны со звукоподражательным «ку». Происхождение самого слова «скука» уже само по себе интересно, оно восходит к старославянскому — skúčati «стонать, скулить», которое в свою очередь преобразовалось от skoukati «горевать, плакать», так, что некоторые филологи связывают его со звукоподражанием куриному «ку», обозначающее крик, вой.