Заметили, что гаджеты подорожали? Будет еще хуже

Текущий год ознаменовался неприятным для большинства резким повышением цен на бытовую электронику и гаджеты. Что говорить — вся техника, включающая в себя электронные компоненты, подорожала.

И дело вовсе не в курсах валют: еще пару лет назад хороший смартфон стоит $500, ноутбук — $1000. Сегодня вдвое больше.

К сожалению, рост цен на гаджеты оправдан

Если коротко, причин много, и это главные:

▪️ подорожанием ресурсов и рабочей силы
▪️ усложнением технологических процессов
▪️ ростом разнообразных пошлин и сборов
▪️ повышением стоимости рекламы
▪️ повышением сложности разработки

Существуют и другие, менее объективные факторы, ряд которых связан с жаждой наживы и проблемами производителей электроники в последние годы.


Флагманы 2019: угадай, кто где?

С другой стороны, не всегда дело в личной жадности: у человека существуют собственные понятия о нормах ценообразования, их требуется соблюдать.

Активную роль в этом играет «свободный рынок», заставляющий играть всех по единым правилам.

Общий перечень факторов впечатляет. С каждым днем их всё больше, и мелочи превращаются в локальную катастрофу.

Тренд на повышение: как Apple заставляет других поднимать цены


В финансах эталон — золото, а в технике — iPhone

Самый яркий фактор удорожания техники — цены на iPhone, iPad и MacBook, поскольку с некоторых пор именно продукция Apple стала референсом, эталоном.

Именно она виновна в бесконечной гонке за пользователем, запустив однажды новый виток ранжирования (распределения) техники по сегментам: бюджетному, среднеценовому, топовому.

Она же провозгласила всемирный карго-культ, превратив гаджет в божество. К собственной выгоде, ведь именно Купертино стала монополистом флагманского сегмента рынка.


Даже неудачные модели Apple порождают новый виток гонки технологий

Хорошие или нет у нее ноутбуки и смартфоны, цены Apple становятся верхним пределом для всех остальных участников рынка.

Если сторонний производитель установит ценник на топовый гаджет в 2–3 раза ниже, чем у Apple, он рискует исчезнуть с рынков развитых стран: современное законодательство жестко ограничивает демпинг цен.

Причем, это работает и с точки зрения технологической насыщенности гаджета, и с точки зрения сервисного обслуживания: хочешь взять хоть какую-то нишу, изволь равняться на Apple.

В результате мы наблюдаем сотни гаджетов с бессмысленными сканерами лиц, тройной камерой для эффекта бокэ и бесконечные стеклянные (дорогие и хрупкие! ) корпуса.

Серость vs премиум: цена как способ выделиться


Самый дорогой телефон, который не умеет ничего.

Психология работает так, что по мнению большинства, качественный продукт не может быть намного дешевле эталонного.

О реальной себестоимости iPhone, которая вдвое ниже магазинной, задумываются только фанаты.

Наконец, почему кто-то должен предлагать гаджет намного дешевле, если при текущих ценах разница в 10% превращается в $100–150 долларов?

Никто не хочет терять прибыль, и уж тем более — сверхприбыль.

Плата за неиспользуемое


Пользователи используют до 50% возможностей гаджетов

Итак, эталонный iPhone обладает эталонной скоростью/производительностью. Для хайпа нужно сделать тоже самое, но своё.

Другой вопрос — нужна ли она, производительность? Большинство задач одинаково хорошо решает смартфон за 15 и за 40 тыс. рублей. Большинство пользователей не используют даже треть мощности процессора и графического ускорителя.

Но гонятся за новинкой, поскольку только именно максимально дорогая модель может предложить другие интересные функции.

Либо платишь максимум, либо получаешь обрезок. Qualcomm попыталась изменить ситуацию интересными однокрисстальными платформами на базе флагманских Snapdragon 835 и 845.


Pure View нужна только для хайпа. Снимать будет так же, покупать будут за допсервис

Получились идеальные 660 и 710-й, которые, однако, почти не используются производителями смартфонов. Не за что брать у пользователей деньги!

Поэтому они закладывают искусственные ограничения: например. Xiaomi Mi 8 Lite на Snap 710 по сравнению с базовым Mi 8 получил более слабую камеру, однодиапазонный GPS, ухудшенный звук и остался без модуля NFC.

Хотя процессор позволял сделать ровно тот же крутой Mi 8, но с большей автономностью.

Цена разработки: сколько стоит выделиться?


Найти хороших разработчиков очень дорого. Плохих — ещё дороже

Увы, переплата за топ оправдана. Как показывает практика, наибольшую популярность получают гаджеты, появившиеся раньше. Значит, для эффективных продаж бренд должен обогнать разработки конкурентов.

И за это тоже расплачиваемся мы с вами: быстрая разработка стоит дороже, специалисты для нее ценнее.

Опоздай условный Xiaomi или Meizu с выпуском флагмана на полгода — никакой популярности ему не ждать. Придется плестись в отстающих и догонять либо снижением цены, либо уникальными функциями.


Huawei Mate 20 PD — идеальный вариант элитного гаджета, едва отличающийся от младшей версии

Но последнее сегодня относится больше к достижениям производителей комплектующих. Бренды лишь реализуют потенциал процессора, часто распаянного по стандартной схеме.

В результате для уникальной разработки требуются дополнительные вложения, которые увеличивают цену. Причем с каждым годом эта гонка ускоряется.

Прогресс и сложность: почему падает КПД?


Работа для работы губит идеи

Сложность разработки по сравнению с эталонной и постоянная необходимость выделиться на фоне конкурентов приводит… к снижению выработки специалистами и падению качества труда.

То есть чем больше люди работают, тем меньше они делают: новые достижения даются каждый раз с большим трудом.

А стоимость часа работы разработчиков не меняется. Даже наоборот — увеличивается, ведь корпорациям необходимо собирать лучших из лучших, чтобы создавать новые идеи, отличные от конкурентов.

Офис не кормит: толерантность = рост цен


Социальные гарантии необходимы. Но для всех ли?

Ещё одна причина удорожания гаджетов кроется там, где не ждали. Да-да, толерантность приводит к повышению цен!

Работает так: компании вынуждены принимать не только эффективных разработчиков, но и тех, кто должен работать согласно квот.

В обычных условиях это должно приводить к равенству разработчиков, уничтожению гендерных стереотипов и других дискриминирующих вещей.

Вот только по факту это происходит вовсе не всегда. Токсичность и низкая квалификация присуща всем людям.

Современные принципы толерантности направлены прежде всего не на уравнивание возможностей при равных обязанностях, а на уравнивание бонусных систем с сохранением текущего положения вещей.


Защиту чаще требуют меньшинства, а не те, кто работает

Также не стоит забывать о постепенном удорожании качественной рабочей силы в тех странах, куда традиционно бежали корпорации ради снижения трат на заработную плату.

В Китае оплата труда квалифицированного рабочего уже вдвое выше российской (в среднем, конечно). Зарплаты разработчиков в этой стране стремятся к международным.

Даже Индостан, откуда традиционно поступают программисты низшего уровня, стал ареной борьбы за повышение зарплат. И это правильно. Вот только:

▪️ повышение оплаты труда какое-то время будет не привязано к увеличению производительности, продуктивности и качества работы

▪️ работники этих стран часто претендуют на необоснованные зарплаты достаточно хитрыми способами

▪️ платить все равно покупателю гаджетов.

Чем мы платим за войны в Африке?


Цены на кобальт взвинтили цены на чипы до 20%

Пора перейти к объективным причинам удорожания: увеличивающимся ценам на сырье. За 3 года материалы для производства микроэлектроники подорожали вдвое: алюминий, кобальт, никель, литий.

По сравнению с ними традиционно дорогие серебро и платина оказываются если не дешевле, то хотя бы стабильнее. Серебро и вовсе дешевеет.


Запасы в Африке огромны. Но там идет война, и нет добычи

Динамика держится уже несколько лет. Дефицит элементов на бирже и постоянно увеличивающийся спрос сопровождаются политической нестабильностью в основных добывающих регионах.

Китай, подмяв под себя основные добывающие регионы Африки, то ли не собирается, то ли не способен изменить существующее в этих странах положение вещей. Война продолжается, поддерживая нехватку и панические настроения.

«Этичное производство»: дорогое вторсырье


Чтобы получить вторсырье, нужно построить очень много таких линий

Впрочем, попытки обойти это есть. В целях экономии, очистки окружающего пространства и снижения стоимости сырья множество стран стимулируют переработку отходов.

В их числе — электроника. Фактически, с каждого официально ввозимого электронного устройства производитель платит экологический сбор, который должен в последующем служить для оплаты переработки.

Аналогичные выплаты он перечисляет в стране-производителе (правда, уже за прямой вред природе).

Однако, это довольно бесполезная практика. Как ни странно, большинство электроники отправляется на хранение в Африку, где растут огромные полигоны.


Страны третьего мира уже не могут стать местом переработки: война

Их разбор для местного населения нескольких регионов стал основным средством дохода. Но сложная логистика не снижает стоимость сырья.

Вторичный пластик оказывается дороже, чем вновь создаваемый — сказывается сложный логистический путь, трудоемкая технология получения и фактическое отсутствие льгот при создании соответствующих предприятий.

Но общественное мнение заставляет производителей использовать материалы, получаемые по ещё не отработанным технологиям, что приводит к очередному удорожанию.

Даже если технологии переработки будут отработаны, идеи «чистых» высокотоксичных производств и «зеленой» энергетики ещё долго будут вносить коррективы в ценообразование любых технических средств.

Пошлины и таможни: курс на закрытие


Каждое государство пытается увеличить доход

«Серый» экспорт — вот ещё одна причина, которая приведет к серьезному удорожанию техники.

Как выяснилось в ходе длительной борьбы с контрафактом, запрещать ввоз электроники и пытаться его регулировать практически бесполезно. Кто хочет, тот привезёт.

Недополученную прибыль государства одно за другим перекладывает на добросовестных покупателей, увеличивая пошлины и усиливая контроль над «серой» техникой.

Отсутствие неофициального импорта приводит к снижению конкуренции, и, в свою очередь, последующему повышению цен. Колоссальным торговым сетям ничто не мешает устанавливать свои цены на любую продукцию.


В России наиболее лояльные таможенные правила. Вот Беларусь…

В США и Евросоюзе органы контроля делают попытки регулирования рынка, но повышение таможенных пошлин бьет по кошельку обычных людей. А в СНГ и вовсе превращается в войну местных воротил с зарубежными.

После Нового года вместе со снижением беспошлинного таможенного лимита можно ожидать резкое повышение цен на технику в сегменте от 500 долларов. Ещё через год подорожает все.

Как торговая война США повлияет на цены?


Из-за войны США-Китай мы рискуем остаться без 5G. Например

К началу 2019 года торговые войны — самая актуальная и горячая тема. Которая прямым образом влияет на ценообразование Apple, Samsung и даже мелких китайских брендов.

Мир взаимосвязан: все компании используют чужие наработки, диверсифицируя риски и выделяя из собственного состава непрофильные производства. Все что-нибудь экспортируют и закупают.

Любые попытки введения таможенных пошлин в первую очередь бьют по собственным производителям, поскольку снижают потребление (из-за растущих цен) их же продукции.

Если взять в пример ситуацию с Apple, можно заметить, что результатом введения пошлин в США станет:

▪️ увеличение цен на ввозимую технику, включая Apple

▪️ потери поставщиков Apple на сторонних заказах из-за снижения спроса

▪️ подорожание гаджетов, использующих схожие Apple компоненты.


Страны кидают санкции, страдают покупатели

Мелочи? Но так даже iPhone станут немного дороже. Здесь нужно брать в расчет, что любое увеличение цены на один бренд (равно как и ограничение ввоза другого) станет поводом для общего повышения цен.

Эта цепочка будет развиваться до тех пор, пока не найдется производитель, который решится на демпинг. Но будет ли их много, и будут ли они?

На долгой дистанции: гаджеты для бедных, гаджеты для богатых


Все ещё по карману?

Результатом всего вышеописанного станет безусловная сегрегация электроники, да и всех товаров в целом.

Дешевые, очень дешевые гаджеты для бедных станут рассадником рекламы. О стабильности работы мечтать и не придется, а среди функций придется выбирать только 1 необходимую. Или и вовсе довольствоваться тем, что смог заложить разработчик.

Впрочем, это не значит, что все инновации достанутся гаджетам для богатых: их удел — качественная работа и стабильное выполнение функций. И соответствие модным тенденциям, которые они же и будут задавать.

Ещё недавно разница между этими категориями составляла 5–7 раз. Однако в скором времени мы увидим разницу в сотню раз — и это не станет пределом.


Nokia на Android Go. Такой был для бедных, станет — почти для всех

Бренды отработали политику и убедились, что за имиджевые устройства они могут назначать любую цену.

Разница пойдет на личное обогащение, улучшение производства и запас на тот момент, когда слишком малое число людей сможет себе позволить гнаться за трендами.

Но может быть, все окажется не так страшно, и победит здравый смысл со среднеценовыми гаджетами. Пока ещё у нас есть на это шанс и возможность повлиять на развитие технологий.

©  iphones.ru