Заменит ли ИИ человека: анализ ИИ-искусства помогает ответить на этот вопрос

Нейросетевое искусство встречается нам все чаще. Но можно ли его считать искусством в полной мере?
Нейросетевое искусство встречается нам все чаще. Но можно ли его считать искусством в полной мере? Источник: Midjourney

В своей новой книге «Против платформ: как выжить в цифровой утопии» (2025) технолог и писатель Майк Пепи рассуждает о том, как цифровые технологии, когда-то обещавшие преобразовать общество, все больше становятся инструментами, подчиненными скрытым алгоритмическим механизмам. Он поднимает вопрос об эмоциональной и интеллектуальной ценности произведений, созданных искусственным интеллектом, используя для примера работы художника Рефика Анадола.

В 2022 году Анандол представил в Музее современного искусства в Нью-Йорке (MoMA) свою цифровую инсталляцию Unsupervised, которая стала одной из самых обсуждаемых работ года. Эта анимационная система использует алгоритмы машинного обучения для анализа огромного количества данных о произведениях искусства, находящихся в коллекции музея, и создает на их основе новые визуальные образы. Гигантский экран, на котором проецируются динамически изменяющиеся формы, завораживал зрителей: вспышки красных линий сменялись размытыми силуэтами лиц, появлялись и исчезали очертания деревьев. Музыкальное сопровождение добавляло работе футуристическое звучание. Для одних зрителей это было откровением, для других — просто красочный экранный скринсейвер.

Ключевой вопрос, который поднимает Пепи, заключается в том, способен ли алгоритм действительно создавать искусство или он лишь генерирует случайные комбинации на основе огромного массива данных? Он сравнивает Unsupervised с картиной «Мир Кристины» (1948) американского художника Эндрю Уайета. Это произведение изображает женщину, лежащую в поле и смотрящую вдаль на дом и сарай. Картина вызывает множество вопросов: кто эта женщина? Что она чувствует? Какова ее история? Эти вопросы можно изучать, рассматривать в контексте биографии художника, его замысла и исторической эпохи. Мы можем размышлять о ней бесконечно, находя все новые смыслы.

«Мир Кристины» – картина Эндрю Уайета, написанная в 1948 году
«Мир Кристины» — картина Эндрю Уайета, написанная в 1948 годуИсточник: goodfon.com

С Unsupervised все иначе. В этой работе нет авторского посыла, личного переживания или философского подтекста — только алгоритм, перерабатывающий данные и создающий визуальные образы по заданным параметрам. Как пишет Пепи, «мы видим не глазами машины, а сквозь пустой алгоритмический взгляд». Инсталляция производит впечатление, но не дает возможности задать вопросы или вступить в диалог. Искусственный интеллект может создавать захватывающие образы, но способен ли он на осмысленный творческий акт?

Современные системы машинного обучения основаны на математических моделях. Они анализируют гигантские объемы данных, выявляют закономерности и создают новые комбинации. Прорыв в генеративном искусственном интеллекте произошел, когда нейросети научились не просто анализировать данные, но и комбинировать их в новые формы с помощью соревнующихся нейросетей (генератора и дискриминатора). Это дало нам такие инструменты, как ChatGPT, Midjourney и DALL-E 2, которые могут генерировать текст, изображения и музыку.

Но означает ли это, что машины научились творить? Пепи убежден, что нет. Он указывает, что мозг человека работает не как компьютер. Мы не просто обрабатываем информацию — мы размышляем, осознаем, чувствуем. Компьютеры же выполняют вычисления, но не обладают сознанием, самосознанием или чувствами. Искусственный интеллект может имитировать человеческое творчество, но не способен создать нечто действительно новое, выходящее за пределы заложенных в него данных.

В этом смысле успехи ИИ — это скорее триумф математики, чем интеллекта. Даже самые сложные нейросети не обладают ни мышлением, ни агентностью, ни реальным творческим потенциалом. Они не способны к интуиции, самоанализу и саморефлексии. Они могут комбинировать элементы существующего искусства, но не могут осмысленно создать что-то принципиально новое.

Развитие генеративных технологий, конечно, впечатляет, и их влияние на искусство и общество трудно переоценить. Но перед человечеством стоит важный вопрос: какие границы мы готовы установить между искусственным интеллектом и реальным творчеством? И не рискуем ли мы потерять истинное искусство в погоне за совершенством машинного разума?

Тем временем недавно картину робота-художника продали по феноменальной цене.

©  HI-TECH@Mail.Ru