Законны ли сервисы, собирающие данные из социальных сетей

Добрый день.

Не раз видел сервисы, которые подтягивают информацию о посетителях тех или иных сайтов из социальных сетей.

Но есть же закон о защите личных данных, в частности его пятнадцатая статья: «Права субъектов персональных данных при обработке их персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации», которая гласит:

  1. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.
  2. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных, указанную в части 1 настоящей статьи.

Получается что действия подобного инструмента незаконны, или я неправильно трактую закон?

Отвечает Людмила Харитонова, управляющий партнер компании «Зарцын и партнеры»

Привет.

Случаи, когда обработка персональных данных не требуется согласия, перечислены в части 2 статьи 6 Федерального закона 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Коротко перечислю их:

  • На основании федерального закона, международных договоров Российской Федерации о реадмиссии (миграционные вопросы).
  • При исполнении договора с субъектом обработки.
  • Для статистических или иных научных целей с обязательным обезличиванием.
  • Для защиты жизни, здоровья и других жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия невозможно.
  • Для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для расчетов операторов связи со своими пользователями за оказанные услуги, для рассмотрения претензий пользователей услугами связи.
  • В профессиональной деятельности журналиста либо в научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что такая обработка не нарушает права и свободы субъекта персональных данных.
  • Обязательные к опубликованию в соответствии с федеральными законами.

Статья 15 закона прямо запрещает обработку персональных данных для рекламы без согласия субъектов, верно. При этом, закон не содержит четкого перечня, что следует относить к персональным данным. И если с ФИО, телефоном и почтой сомнений не возникает, то с другими данными — профилями в социальных сетях или IP-адресами могут возникнуть вопросы.

Соответственно, те данные, которые являются персональными, не могут быть переданы без согласия физического лица. Но есть и другая категория данных, которые пользователь самостоятельно размещает о себе (например, в социальных сетях) — это общедоступные данные, и они могут быть обработаны (правда, физическое лицо всегда может потребовать исключить эти данные из обработки).

Не стоит забывать, что рассылка без согласия физического лица запрещена (неважно, из каких источников, открытых или нет, вы взяли его данные). Поэтому использовать данные из таких программ для рассылок просто опасно.

Таким образом, деятельность таких инструментов в ряде случаев может нарушать требования закона.

©  vc.ru