Загадка межзвездного объекта: что удалось понять по химическому составу 3I/ATLAS

Межзвездная комета 3I/ATLAS разительно отличается от комет Солнечной системы, пишут астрономы в недавней статье. Они рассказали, что наблюдения нашей знаменитой гостьи с помощью космической обсерватории «Джеймс Уэбб» показали удивительную особенность: в ней оказалось необыкновенно много углекислого газа по сравнению с водой.
Напомним, то или иное вещество в космосе вполне уверенно распознают по тому, как оно отражает свет. Астрономы рассмотрели на предмет химического состава облако вещества, которое испаряется с поверхности 3I/ATLAS — так называемую кому. И в ней диоксида углерода оказалось в восемь раз больше, чем воды. Такое соотношение для наших околосолнечных комет совершенно не типично: чаще всего углекислого газа в них намного меньше, а среди летучих веществ преобладает вода.
Правда, эти данные сильно противоречат данным наблюдений этой межзвездной кометы с помощью другого телескопа — Swift: эта обсерватория «сообщила», что 3I/ATLAS, наоборот, чересчур интенсивно выделяет воду на расстоянии в три с половиной дальше Земли от Солнца. То есть воды в любом случае в ней должно быть очень много.
Но в принципе у ученых есть версия, почему возникло такое расхождение: они подозревают, что дело в том, что «Уэбб» рассмотрел комету более «крупным планом». На самом деле, похоже, вода испаряется не с самой поверхности объекта, и уже из ее комы, а с поверхности она высвобождается в виде целых ледяных зерен в процессе сублимации углекислого газа. «Уэбб» сосредоточил внимание на ядре кометы, и в непосредственной близости к нему, похоже, вода еще мало прослеживается. А вот Swift обозревал комету вместе с ее длинным шлейфом, а там уже солнечное излучение смогло не только «растопить» лед, но и разрушить сами молекулы воды, отчего там появляются молекулы гидроксила — HO.

Впрочем, это абсолютно не отменяет наблюдаемого изобилия углекислого газа. Это означает, что во время своего формирования комете удалось накопить много этого вещества именно в замороженном виде. Меж тем в вакууме космоса углекислый газ замерзает при температуре -125 градусов Цельсия. И на большей части «территории» Солнечной системы тепло нашего светила не позволяет ему сохраняться в большом количестве в виде ледяных частиц. Примерная граница, за пределами которой это возможно, начинается у нас между орбитами Сатурна и Урана.
Конечно, сухой лед «намерзает» и, например, на марсианских полярных шапках, но с приходом весны на Красной планете он снова исчезает. А вот ближе к Урану уже начинается «царство» замерзшего углекислого газа. Но и даже там, к примеру, в прилетающих из-за орбиты Нептуна кометах Пояса Койпера его далеко не так много, как в загадочной 3I/ATLAS.
По мнению исследователей, это говорит о том, что комета сформировалась в совершенно других химических условиях: в ее родной планетной системе количества разных веществ были и остаются совсем не такими, как у нас, в семействе Солнца. И к тому же немало углекислого газа могло образоваться под действием космической радиации за, возможно, миллиарды лет путешествия среди звезд.
Напомним, объект 3I/ATLAS обнаружили 1 июля 2025 года в окрестностях орбиты Юпитера, сейчас он приближается к Солнцу, в конце октября должен оказаться ближе Марса, а потом снова начнет удаляться и через несколько лет навсегда исчезнет из нашего поля зрения.
Ранее ученые призвали не упустить шанс изучить это космическое «древнее ископаемое» и понаблюдать его вблизи с помощью работающих сейчас в Солнечной системе межпланетных станций.
