Задачи космического масштаба: учеба на карантине
Ко Дню космонавтики в Яндекс. Школе появилась специальная космическая подборка, созданная совместно с московским Музеем космонавтики. В проекте «Просто космос» собраны 150 необычных заданий по русскому языку и математике, а также видео-путешествие по музею, из которого школьники младших классов (по статистике, дети самого любознательного возраста) узнают интересные подробности освоения космоса и познакомиться с главными экспонатами из его богатейшей коллекции. Это более трех тысяч предметов только в основной экспозиции! Конечно, все их показать нельзя — даже самая короткая экскурсия по музею занимает более часа и вряд ли ребёнок, даже находясь на самоизоляции, сможет усидеть на одном месте всё это время.
Чтобы познакомиться с космическими заданиями, достаточно зарегистрироваться на сайте Яндекс.Школы. А пока попробуем решить несколько космических задач? Поехали!
На каком языке говорят космонавты?
Иногда ответы на вопросы лежат на поверхности, как, например, в случае с международным языком «русслиш» (или «рунглиш»), на котором космонавты из разных стран общаются на Международной космической станции — Россия и США являются главными «строителями» этого дома на орбите, и все разговоры на станции тоже ведутся на языках этих стран. Поэтому каждый космонавт, который проходит подготовку к полёту на станцию, обязан выучить оба этих языка (даже если сам он, к примеру, японец). Не хочешь учить — тебя заменит более подготовленный кандидат в космонавты.
Почему для полёта в космос брали собак светлого цвета?
Но чаще бывает, что для поиска ответа надо заглянуть глубже — и тогда даже обычные с виду предметы и явления откроются с новой, «космической» стороны. Все знают первых четвероногих покорителей космоса, дворняжек Белку и Стрелку. И можно догадаться, почему для полёта на орбиту выбрали неприхотливых и сообразительных дворовых собак. Но отчего при отборе четвероногих кандидатов обращали внимание даже на их окрас и отдавали предпочтение тем из них, кто был светлее? Оказывается, это было нужно во‑первых для обеспечения наибольшей контрастности изображения при сеансах связи с собаками на орбите (тёмные собаки попросту «потерялись» бы на тогдашних чёрно-белых мониторах Центра управления полётами), а во-вторых — после полёта Белка и Стрелка стали настоящими «звёздами» и должны были хорошо получаться не только на мониторах ЦУПа, но и в газетных и телевизионных репортажах, которые тогда тоже были чёрно-белыми.
Онлайн-прогулка — это огромный плюс для тех, кто ни разу не был в Москве и не посещал один из лучших его музеев. Школьники со всей России смогут увидеть подлинный первый космический корабль-спутник с живыми существами на борту, дыры и вмятины на его корпусе — следы «мягкой посадки», и узнает, что общего между полётом Белки и Стрелки и полётом Юрия Гагарина (спойлер: и собаки, и первые космонавты возвращались из космоса на катапультируемых креслах и парашютах).
Почему первый спутник назвали «Простейшим» и где находится его «брат-близнец»?
Многие космические аппараты так и остаются недоступны широкой аудитории, находясь в закрытых цехах секретных космических предприятий или сгорая в атмосфере планеты при сходе с орбиты. На счастье любителей космоса, большинство из них создаются в нескольких экземплярах — «близнецы» эти нужны для отработки и проверки всех деталей, испытаний на тепловых стендах, в барокамерах и вакуумной изоляции. И если с одним из них возникнут проблемы, у учёных всегда наготове будет абсолютно идентичный спутник или станция, готовые к работе.
Первый спутник назывался «ПС-1», но вопреки устоявшемуся мнению, расшифровывается эта аббревиатура не как «первый», а «простейший спутник». Вы можете подумать: неужели первому в истории космическому аппарату нельзя было придумать какое-то более звучное и героическое имя? На самом деле, он и был простейшим — его конструкция состояла из двух металлических полусфер, теплового реле, блока питания и радиопередатчика, с помощью которого весь мир и услышал знаменитые сигналы «бип-бип». Современные спутники, дорогу которым открыл «ПС-1», не в пример более сложные, оснащены самой современной научной аппаратурой и способны выполнять десятки задач — от мониторинга стихийных бедствий до изучения других планет и галактик!
Сегодня в космосе почти 15 тысяч действующих спутников, благодаря которым работают навигационные системы кораблей и самолётов, телевидение и даже многие приложения в ваших смартфонах.
Ответить на вопрос ребёнка важно, но всё же главная задача проекта — разбудить у школьников самостоятельный интерес к поиску знаний и влюбить их в науку и космос. В этом одна из фишек проекта: задания в нём специально составлены так, чтобы ученики, «прокачивая» свои способности, сумели увидеть и то, как школьные задачки могут пригодиться в реальной жизни. А ролики, записанные на фоне подлинных космических артефактов, помогут лучше понять и запомнить учебный материал.
В одном из дополнительных видеороликов к урокам, посвящённом освоению Луны, речь идёт не только о выдающихся достижениях прошлых лет, но и будущей колонизации нашего спутника. Возможно, что этими колонистами станут те, кто придёт в космическую отрасль после уроков «Просто космоса».
Обсудить 0