Зачем вертолету четыре винта на хвосте

Компания Bell Textron показала прототип системы EDAT, которая видоизменяет наиболее распространенную компоновку винтокрылого аппарата: рулевой винт в хвосте заменяется несколькими электрическими пропеллерами.
4adf7c0ce1b0822acf6f0eee5edae0c7_cropped
25 февраля 2020 06:45

В качестве испытательного стенда используется Bell 429 — наиболее новая серийная модель легкого многоцелевого вертолета компании. Машина эта пусть и современная, однако ее конструкция проверена временем, ведь корнями 429-й уходит в далекие шестидесятые, когда небо увидел Bell 206. Этот силуэт знаком, пожалуй каждому — их было построено более 7 300 штук и они появлялись практически в каждом фильме, где есть гражданские винтокрылые машины западного производства.

В XXI веке «дедовская» конструкция претерпела одно из самых серьезных принципиальных изменений. Инженеры отказались от громоздкой трансмиссии, ведущей к хвостовому винту и заменили его четырьмя импеллерами с электромоторами. Инновация называется просто — электрически распределенное подавление крутящего момента (EDAT, Electrically Distributed Anti-Torque). По словам руководителя программы разработки этой системы, Эрика Синусаса (Eric Sinusas), за девять месяцев испытаний вертолет уже налетал 25 часов с таким хвостом, а отзывы летчиков и потенциальных заказчиков весьма положительные.

Отказ от тяжелой и громоздкой трансмиссии, а также механических элементов управления хвостовым винтом, позволил сэкономить не только массу воздушного судна, но и повысить запас мощности главных двигателей. Несмотря на то, что теперь на электросети вертолета добавилось целых четыре «прожорливых» потребителя, суммарно отбираемая от силовой установки энергия снизилась — потерь стало меньше.

Что примечательно, создатели EDAT заявляют также и о снижении общего уровня шума, однако по видео судить о результатах нельзя. Традиционно считается, что импеллер (часто именуемый фенестроном) гораздо шумнее классического рулевого винта без кольца вокруг, а у модернизированного Bell 429 их теперь целых четыре. Зато безопасность модернизированного таким образом вертолета существенно повышается — на земле, даже если главный винт продолжает работать, рулевые не вращаются и не могут никому и ничему навредить.

Ещё больше по темам

Обсудить 0

Лучшее за неделю
Читайте также

©  Популярная Механика