Зачем подводникам парашюты
«Законы аэро- и гидродинамики, как известно, во многом схожи. На этом и основано столь необычное на первый взгляд применение купола», — говорит сотрудник НИИ «Аэроупругих систем», базирующегося в Феодосии, Олег Царев.
Одна из самых страшных опасностей, поджидающих человека под водой, — кессонная болезнь. Если человек, находящийся на большой глубине, быстро поднимется на поверхность, это может привести к тому, что из его крови станет энергично выделяться азот, попавший туда при дыхании и ранее сжатый глубинным давлением. Чтобы избежать такой напасти, приводящей к параличу и смерти, водолазы вынуждены опускаться вниз, на глубину, а потом подниматься обратно, на поверхность, очень медленно, делая остановки для декомпрессии через каждый десяток-другой метров.
А теперь представьте ситуацию. На грунт залегла аварийная подлодка. Подводники должны покинуть ее со спасательными аппаратами. Запас воздуха невелик — значит, надо подниматься скорее. Но всплыть чересчур поспешно тоже нельзя: какая, в конце концов, разница, от чего умереть — от недостатка воздуха или от «кессонки»?
Выдержать оптимальный компромисс помогает подводный парашют. Подводник покидает субмарину примерно так же, как парашютист самолет. С той лишь разницей, что в данном случае его влечет не вниз, а наверх. Скорость движения при этом приличная — до 56 м/с. Когда же до поверхности останется от 100 до 20 м, сработает автомат раскрытия парашюта, основанный на гидростатическом принципе. Небольшой купол, висящий под ногами, затормозит всплытие, доведя его до безопасных 0,2−0,4 м/с. Такой режим, как показали исследования, проведенные феодосийцами совместно с медиками из города Ломоносова, сводит опасность получения кессонной болезни к минимуму. К сказанному остается добавить, что подводные парашюты уже выпускаются серийно. А прообразом их послужили плавучие якоря, совершенствованием которых НИИ аэроупругих систем занимается многие годы.
Обсудить 0