Зачем машины милиции в СССР красили желтой краской?

26.05.2022, 22:15
Как и в какие только цвета не красят сегодня полицейские автомобили по всему миру: от классических сочетаний белого с синими полосками до желто-сине-белой шахматки «вырви глаз». В каждой стране над цветографической схемой автомобилей спецслужб («скорая», пожарная, полиция) работают лучшие умы промышленного дизайна. Однако одной из первых стран, которая раскрасила свой спецтранспорт строго по науке, был именно Советский Союз.
Саша Эпштейн
Саша Эпштейн
Зачем машины милиции в СССР красили желтой краской?

Год 1936-й. Постановлением № 1182 утверждена Государственная автомобильная инспекция Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. Машины у Госавтоинспекции уже есть, даже прародители спецсигналов на них установлены, однако ж единой цветографической схемы для них нет. Чуть позже на служебный транспорт (преимущественно серого цвета) начнут наносить минимальные опознавательные знаки, чтобы хоть как-то выделяться среди общего потока. Но только после Великой Отечественной войны большие чиновники задумались о единой «форме» для автомобилей милиции и других служб.

РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сначала это были неосмысленные попытки людей в погонах привести цвет автомобилей милиции и униформы к единому знаменателю, но подобный подход ясное дело не прижился. В конце 1960-х МВД СССР окончательно сдалось и обратилось за помощью к спецам из Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики, то есть к промдизайнерам, выражаясь современным языком. Казалось бы, выкрась автомобиль поярче — делов-то, к чему отвлекать целое НИИ? Но до тех пор ни одна страна не предпринимала попытки стандартизировать строго по науке цветографику автомобилей спецназначения.

РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главной задачей советских дизайнеров было выделить в растущем дорожном трафике автомобиль милиции. Та еще задачка, ведь в 1970-е в ходу были яркие цвета, на фоне которых невзрачные милицейские машины несмотря на спецсигналы попросту терялись. Дизайнеры ломали голову и предлагали как традиционные варианты, так и вертикальную и косую «зебру», «шашку», с разбивкой на крупные, равные или разновеликие поля самого различного геометрического характера. Да, милиция вполне могла стать полосатой как жезл!

РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При разработке единого и узнаваемого стиля во ВНИИТЭ совместно с ВНИИНмаш Госстандарта СССР использовали данные исследований, как наших, так и зарубежных, проводили натурные испытания, определяя, насколько быстрее в трафике передвигается автомобиль с той или иной раскраской. К примеру, опытным путем было установлено, что красная пожарка с белой полосой и контрастными дверьми на 20% быстрее просто красной!

РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В итоге нескольких лет работы ученые и дизайнеры подготовили масштабный талмуд «Транспортные средства оперативных служб. Окраска, опознавательные знаки, специальные световые и звуковые сигналы. Технические требования». Московский полиграфический институт даже разработал специальный шрифт для надписей и аббревиатур на спецтранспорте — полужирный гротеск.

РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Всесоюзный стандарт был готов: «скорая» строго белая с красной ливреей, пожарная наоборот — красная с белой, а милицейский транспорт, в том числе мотоциклы, — лимонно-желтый основной с синим дополнительным цветом. И вроде как все довольны, кроме милиции.

Дело в том, что некоторые автомобили милиции подолгу находились в транспортном потоке, из-за чего такие элементы, как контрастно окрашенные двери могли оказаться утомляющими для участников движения, поэтому от подобных деталей отказались. Как вам уровень заботы руководства МВД о простых водителях? В итоге, установленный с помощью науки и практических измерений милицейский стандарт в виде лимонно-желтого с темно-синим определил на многие годы цветографическую схему окраски спецавтомобилей МВД. Жаль, что стильное и продуманное на 100% решение кануло в лету вместе со страной, его разработавшей.

©  Популярная Механика