Зачем машины милиции в СССР красили желтой краской?
Год 1936-й. Постановлением № 1182 утверждена Государственная автомобильная инспекция Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. Машины у Госавтоинспекции уже есть, даже прародители спецсигналов на них установлены, однако ж единой цветографической схемы для них нет. Чуть позже на служебный транспорт (преимущественно серого цвета) начнут наносить минимальные опознавательные знаки, чтобы хоть как-то выделяться среди общего потока. Но только после Великой Отечественной войны большие чиновники задумались о единой «форме» для автомобилей милиции и других служб.
Сначала это были неосмысленные попытки людей в погонах привести цвет автомобилей милиции и униформы к единому знаменателю, но подобный подход ясное дело не прижился. В конце 1960-х МВД СССР окончательно сдалось и обратилось за помощью к спецам из Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики, то есть к промдизайнерам, выражаясь современным языком. Казалось бы, выкрась автомобиль поярче — делов-то, к чему отвлекать целое НИИ? Но до тех пор ни одна страна не предпринимала попытки стандартизировать строго по науке цветографику автомобилей спецназначения.
Главной задачей советских дизайнеров было выделить в растущем дорожном трафике автомобиль милиции. Та еще задачка, ведь в 1970-е в ходу были яркие цвета, на фоне которых невзрачные милицейские машины несмотря на спецсигналы попросту терялись. Дизайнеры ломали голову и предлагали как традиционные варианты, так и вертикальную и косую «зебру», «шашку», с разбивкой на крупные, равные или разновеликие поля самого различного геометрического характера. Да, милиция вполне могла стать полосатой как жезл!
При разработке единого и узнаваемого стиля во ВНИИТЭ совместно с ВНИИНмаш Госстандарта СССР использовали данные исследований, как наших, так и зарубежных, проводили натурные испытания, определяя, насколько быстрее в трафике передвигается автомобиль с той или иной раскраской. К примеру, опытным путем было установлено, что красная пожарка с белой полосой и контрастными дверьми на 20% быстрее просто красной!
В итоге нескольких лет работы ученые и дизайнеры подготовили масштабный талмуд «Транспортные средства оперативных служб. Окраска, опознавательные знаки, специальные световые и звуковые сигналы. Технические требования». Московский полиграфический институт даже разработал специальный шрифт для надписей и аббревиатур на спецтранспорте — полужирный гротеск.
Всесоюзный стандарт был готов: «скорая» строго белая с красной ливреей, пожарная наоборот — красная с белой, а милицейский транспорт, в том числе мотоциклы, — лимонно-желтый основной с синим дополнительным цветом. И вроде как все довольны, кроме милиции.
Дело в том, что некоторые автомобили милиции подолгу находились в транспортном потоке, из-за чего такие элементы, как контрастно окрашенные двери могли оказаться утомляющими для участников движения, поэтому от подобных деталей отказались. Как вам уровень заботы руководства МВД о простых водителях? В итоге, установленный с помощью науки и практических измерений милицейский стандарт в виде лимонно-желтого с темно-синим определил на многие годы цветографическую схему окраски спецавтомобилей МВД. Жаль, что стильное и продуманное на 100% решение кануло в лету вместе со страной, его разработавшей.