Yahoo: зомби или феникс?
За всю шестнадцатилетнюю историю Yahoo приобрела около 80 компаний. Самые известные сделки — Flickr, del.icio.us, Summly и Tumblr. Yahoo напоминает монстра доктора Франкенштейна, собранного из лоскутков: все из конкурентоспособных сервисов компании — даже поиск, почта, музыка и новости, работают на основе приобретённых стартапов. Наблюдая за не самым высоким уровнем лояльности пользователей, можно сделать вывод о том, что эта система работает не так хорошо.
Пользователи волнуются даже о тех сервисах, которые после покупки сохраняют свою индивидуальность. Посетители Tumblr грозятся покинуть соцсеть и подписывают петиции, а фотографы с Flickr не приемлют и малейших изменений в дизайне (после вчерашнего анонса появилась уйма гневных постов на форуме). Это можно считать синдромом консерватора, особенно если вспомнить историю с ликвидацией «стены» во «ВКонтакте». Но можно взглянуть поглубже и выяснить, насколько велик шанс того, что Yahoo угробит все благие намерения.
Обратимся к истории. Закладочный сервис Delicious.com был куплен Yahoo в 2005 году. Успев побывать одним из самых популярных сайтов среди аналогов и пережив ряд масштабных редизайнов, к концу 2010 года Delicious уже бился в конвульсиях — уволился основатель сервиса Джошуа Шактер, появились слухи о закрытии. В конце концов, он был продан основателям YouTube, которые до сих пор пытаются выжать все соки.
Умный новостной агрегатор Summly, созданный британским школьником Ником д'Алозио, был куплен Yahoo в этом году. Однако Мариссе Майер не нужны были бренд и пользовательская база сервиса — Summly закрыли, а инновационная технология будет рассеяна седи прочих сервисов Yahoo.
Возьмём менеджер задач Astrid — его называют одним из лучших сервисов подобного рода в мире. Судя по последней записи в официальном блоге, Yahoo так же планирует рассеять всю его мощь и славу внутри своей цитадели.
Страшно? Очень. Каждый стартапер, начиная своё дело, должен помнить о том, что однажды его бизнес может купить Yahoo, полностью стерев все надежды и чаяния. И оставив на улице без своей компании, но зато с мешком денег. Но так ли страшен чёрт, как его малюют?
Вернёмся к Flickr. После его покупки в 2005 году, Yahoo не только сохранила бренд, но и закрыла свой прежний фотохостинг Yahoo Photos. На протяжении всей истории Flickr неоднократно менялся и улучшался, по сей день оставаясь одним из самых используемых фотохостингов на планете. Последний анонс делает Flickr царём горы — никто прежде не предлагал пользователю целый терабайт. Очень скоро вой по поводу редизайна утихнет, а Flickr останется таким же, как и был — со своими бюрократическими проблемами, но постоянно растущей пользовательской базой.
Так стоит ли опасаться, что Tumblr с его очень активными пользователями и интересной контентой базой будет закрыт или станет Yahoo Blogs? Нам пообещали, что команда и бренд останутся на месте — Tumblr просто слишком крут, чтобы кардинально что-то менять. Марисса Майер, быть может, и совершала странные шаги, но вряд ли решится навлечь на себя гнев сотни миллионов пользователей.
В обсуждениях каждый сейчас чувствует себя обязанным пнуть или поругать Yahoo — мол, и не пользуется им никто, и людям (точнее, стартаперам) они жизнь калечат. Но по масштабам североамериканская компания до сих пор находится в мировых лидерах, а мифическое падение выручки не мешает им открывать новый офис в сердце Нью-Йорка, на Тайм Сквер. За 300 дней правления Мариссы, финансовые дела Yahoo только улучшились.
У мёртвой в сознании обывателей компании есть вполне ощутимый шанс переродиться, если светлоголовая Мариса Майер не свернёт со своего жёсткого курса.
С верой в счастливое будущее, Константин Панфилов, TJournal
© TJournal