Взрыв кометы вызвал огромные изменения на Земле 13 000 лет назад

Новое исследование предполагает, что именно так в Сирии зародилось сельское хозяйство. После того, как фрагменты кометы врезались в атмосферу Земли, климат резко изменился, а растения и животные, которые служили пищей нашим предкам, исчезли, сообщает ScienceAlert.

Международная группа ученых проанализировала слои отложений с неолитической стоянки Абу-Хурейра, которая была раскопана в 1970-х годах. Именно здесь были найдены первые свидетельства перехода от охотничьего собирательства к земледелию.

Ученые предполагают, что фрагменты кометы вызвали глобальные изменения климата примерно 12 800 лет назад, а один воздушный взрыв разрушил деревню Абу-Хурейра. Группа представила четыре рецензируемых статьи для изучения гипотезы воздействия позднего дриаса. Эта существенно оспариваемая гипотеза предполагает, что космическое воздействие вызвало период позднего дриаса — внезапное, серьезное и длительное прерывание потепления климата Земли.

Удар комет мог спровоцировать огромные изменения на Земле.
Удар комет мог спровоцировать огромные изменения на Земле. Источник: Unsplash

Изменения в образе жизни

Слои отложений выявили много факторов. Например, были найдены типы растений, собранных в более теплые и влажные дни до изменения климата и в более холодные и засушливые дни после.

Эти данные включают изменения в архитектуре зданий, рационе питания, ранних стадиях постоянного выращивания зерновых и бобовых домашнего типа и начальное содержание скота, знаменующее начало устойчивого сельского хозяйства и приручения животных.

Зерна кварца

Археологи выявили разрушенные ударной волной кварцевые зерна, которые являются свидетельством мощной огненной бури. Подобные разрушения происходят в кварце, подвергшемся ядерным взрывам в воздухе, даже если ударный кратер не образуется. Можно предположить, что астероид или комета, разрушившиеся достаточно близко к поверхности Земли, вызвали эти трещины в результате ударных волн по всему миру.

Большинство зерен кварца подверглись воздействию температур не менее 1713 °C, что соответствует их температуре плавления.

Чрезвычайно высокие температуры и давления приводят к разрушению и плавлению зерен кварца и внедрению расплавленного кремнезема в трещины. Когда этот некристаллический кремнезем обнаруживается в трещинах горных пород, это явный признак воздействия извне, а не медленного тектонического движения.

Расплавленное стекло и алмазы

Еще ученые обнаружили в осадках пограничного слоя позднего дриаса крошечные алмазы, особые кристаллы и маленькие шарики из кремнезема и железа. Некоторые из этих веществ могли образоваться только в условиях более высокой температуры или давления, чем позволяла любая человеческая технология того времени.

Расплавьте стекло на крошечных кусочках кости.
Расплавьте стекло на крошечных кусочках кости. Источник: Moore et al., Science Open: Airbursts and Cratering Impacts, 2023

Крошечные шарики, называемые расплавленным стеклом, составляют 1,6% отложений и были обнаружены на инструментах, костях и глиняных стенах. Это позволяет предположить, что гипотетическое воздействие нарушило жизнь в деревне. На кусочках расплавленного стекла даже сохранились детальные отпечатки растений.

Команда не нашла подобного материала в отложениях, за тысячи лет, над пограничным слоем позднего дриаса.

Так что случилось

Ученые предполагают, что изменения произошли из-за распада большой кометы шириной 100 километров. Это событие, вероятно, вызвало серьезное изменение климата в северном полушарии.

Произошло изменение от более влажных условий, когда были леса и разнообразные источники пищи для охотников-собирателей, к более сухим и прохладным условиям, когда они больше не могли существовать только как охотники-собиратели. Жителям деревни пришлось выращивать ячмень, пшеницу и бобовые.

Это изменение стало важным начальным шагом в переходе от исключительно охоты и собирательства к устойчивому сельскому хозяйству и скотоводству.

Ранее ученые раскритиковали статью, в которой утверждалось, что взрыв кометы вызвал упадок культуры Хоупвелл 1500 лет назад.

Лучшие астрономические фото 2023 года. Листайте галерею!

Astronomy Photographer of the Year 2023