Взлететь над водой: яхты на подводных крыльях

Взлететь над водой: яхты на подводных крыльях
Добиться под парусом сумасшедших скоростей? Это легко. Надо лишь взлететь над водой, не расставаясь с водной средой до конца. Рекорд — 95 км/ч.

Добиться под парусом сумасшедших скоростей? Это легко. Надо лишь взлететь над водой, не расставаясь с водной средой до конца. Рекорд — 95 км/ч.
5455cae25278918b8ad85f1495f9cd0f_cropped
11 апреля 2020 12:00

Запоминающее по очертаниям старинный дуэльный пистолет, что врезался узким дулом в невысокие предгорья Альп, озеро Гарда — настоящая курортная жемчужина Северной Италии. Пусть у страны 7600 км морской береговой линии, популярные пляжи юга и больших островов, озеро, расположенное между Миланом и Венецией привлекает к себе множество любителей спокойных глубоких вод, живописных гор и уникального здешнего микроклимата.

Под парусом

Что такое «третий способ»

Тут растут оливки, что для этой широты совсем нетипично. Еще на озере бурно цветут водные виды спорта: на Гарде редко бывают шторма, зато из-за особенностей рельефа над водой дуют термальные ветры, отлично наполняющие паруса. В этом парусном раю обосновалась организация под названием Foiling Week («Неделя парусников на подводных крыльях»). Ее девиз — The third sailing method («Третий способ хождения под парусом»).

Уточним, кстати, о каких способах идет речь. Первый метод — водоизмещающий. Судно держится на воде исключительно благодаря архимедовой силе. Минус — тихоходность из-за большой силы трения корпуса о воду. Второй способ — глиссирование. За счет особой формы корпуса судно держится на плаву уже не столько за счет архимедовой силы, сколько за счет скоростного напора воды. Глиссер скользит по поверхности, подобно брошенному плоскому камешку. Глиссирование позволяет значительно снизить сопротивление воды (часть корпуса вообще с ней не соприкасается), что дает возможность развивать большие скорости. И наконец, тот самый третий способ — движение на подводных крыльях. В этом случае роль архимедовой силы сводится практически к нулю: судно летит над водой благодаря подъемной силе погруженного в воду крыла, а трение о воду минимально.

Яхта на подводном крыле Типичный «Мотылек» — небольшая яхта на подводном крыле. Технику управления таким судном разработал в середине 2000-х известный австралийский яхтсмен Рохан Вил.

Мозговой трест

Самое раннее упоминание о реальных судах на подводных крыльях относится к 1907 году. Тогда Энрико Форланини — итальянский пионер авиации — задумал сделать тренажер, который использовал бы при движении подъемную силу крыла, но не поднимался бы в воздух. Крылатая моторная лодка показалась Форланини оптимальным решением.

Современные соотечественники Энрико — яхтсмены Лука Ризотти и Доменико Боффи — придумали Foiling Week совсем не для того, чтобы заново изобрести крылатые парусники. На них мчатся над морями и озерами уже многие десятилетия (где-то с 1940-х), и даже в СССР уже в 1960-х была построена первая парусная яхта-катамаран этого типа «Андромеда». В 2013 году огромные катамараны на подводных крыльях дебютировали на престижной регате «Кубок Америки». Соревнования судов аналогичной конструкции проходили и в России (о них «ПМ» подробно писала в марте 2016 года). Задача Foiling Week не только проведение гонок, но и своего рода конференция-фестиваль, где спортсмены встречаются с дизайнерами, конструкторами, промышленниками и вместе размышляют о том, как будут выглядеть спортивные суда на подводных крыльях в ближайшем будущем. Эти обсуждения выкристаллизовываются впоследствии в соревнования, которые происходят не только на воде, но и в недрах инженерных CAD-программ.

Лучшее за неделю

Полетели все

Катамаран

Класс Moth International заложил основу для роста популярности парусного яхтинга на подводных крыльях, но дальнейшее развитие пошло в двух направлениях. Во‑первых, появились гигантские катамараны типа участника Кубка Америки AC72 (длина 26 м, водоизмещение 5900 кг, экипаж 11 человек) или катамараны поменьше типа Flying Phantom. А там и тримараны.

На доске

Во-вторых, тема подводного крыла проникла в самый малый класс плавсредств. Сейчас легко (но не дешево) можно приобрести доски для серфинга и виндсерфинга с подводными крыльями.

Крылья для всех

Например, одним из таких соревнований стал SuMoth Challenge. Это конкурс среди студенческих команд на создание новейшего образца яхты на подводных крыльях класса Moth International. Кстати, именно этот класс «повинен» в бурном росте популярности «летящих» яхт. Небольшое судно, по сути оснащенный подводными крыльями швертбот (самый легкий тип яхт), может управляться одним человеком. И оно действительно похоже на мотылька (moth — по‑английски «мотылек») за счет расходящихся в стороны от бортов натянутых тентов (как бы крылышек), опираясь на которые яхтсмен осуществляет откренивание — управление яхтой с помощью переноса с борта на борт веса собственного тела.

Под парусом

Конкурсное задание — представить новый образец яхты, соответствующий трем главным требованиям Foiling Week: доступность, экологичность, безопасность. Под доступностью понимается как демократичная цена, так и максимальное расширение числа вовлеченных в этот вид спорта — от новичков до инвалидов. Экологичность подразумевает следование еще одной триаде принципов: экономь, используй повторно, перерабатывай (reduce, reuse, recycle). Кроме того, производственный процесс должен быть просчитан таким образом, чтобы судно можно было выпускать в развитых странах, а не там, где дешевая рабочая сила и плохая экология.

Другой проект Foiling Week адресован уже профессиональным конструкторам. Он называется SAS и имеет целью разработку максимально демократичной яхты на подводных крыльях — на ее борту опытные профессионалы могли бы соседствовать с яхтсменами-инвалидами и людьми, не имеющими никакого опыта хождения под парусом.

Третий конкурс — Multi Purpose eFoller — приглашает инженеров и конструкторов создать прототип судна на подводных крыльях с электрической тягой, чтобы кататься быстро, обеспечивая нулевое загрязнение водоемов, особенно таких знаменитых и популярных, как озеро Гарда.

На подводных крыльях

Статья «Взлетаем под парусом» опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2020).
Ещё больше по темам

Обсудить 0

Лучшее за неделю
Читайте также

©  Популярная Механика