Выставка New Elements: наука как искусство

19.11.2021, 13:44
В Западном крыле Новой Третьяковки при поддержке «Лаборатории Касперского» и «Популярной механики» начала свою работу выставка New Elements, организованная Фондом Laboratoria Art&Science, который соединяет технологии, науку и искусство.
Популярная механика
Выставка New Elements: наука как искусство

На экспозиции представлены 12 произведений ведущих современных художников из разных стран: Мемо Актен (Великобритания — Турция), Ральф Беккер (Германия), Эрих Бергер (Финляндия), Аки Иномата (Япония), Рёити Курокава (Япония), Tуула Нярхинен (Финляндия), Анна Ридлер (Великобритания), Томас Сарасено (Аргентина), Илья Федотов-Федоров (Россия), Tомас Фойерштайн (Австрия), Tереза Шуберт (Германия), Forensic Architecture (Великобритания), а также специальное издание об изменении ледников Алтая гляциолога Андрея Глазовского. 

Зельфира Трегулова и Дарья Пархоменко
Зельфира Трегулова и Дарья Пархоменко

«По традиции мы воспринимаем Третьяковку как галерею в Лаврушинском переулке, как оплот традиций и музей, который хранит классическое русское искусство от XI до начала XX века. Но мы совершенно забываем о том, что Павел Михайлович Третьяков — человек, чье видение было опережающим свое время. Он собирал самое актуальное современное искусство, в том числе и то, которое ни зрители, ни критика не принимали. Поэтому интерес ко всему, что является, на мой взгляд, опережающим время, это то, что присутствует в ДНК галереи. То, что делает Фонд Laboratoria Art&Science — это искусство на острие сегодняшнего дня, основанное на важнейших гуманистических принципах», — отметила на открытии выставки Зельфира Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи.

Тереза Шуберт на открытии выставки
Тереза Шуберт на открытии выставки

Аудиовизуальная биотехнологическая инсталляция Терезы Шуберт, созданная специально для выставки при поддержке «Лаборатории Касперского», объединяет лес с серверными фермами. 3D-сканирование этих двух инфраструктур контролируется живой скульптурой — биореактором с водорослями. Зрители, освещая водоросли своими телефонами, помогают им расти. Вместе они образуют гибридную экосистему — техно-органический коллаж мира, в котором природа, культура и цифровые технологии становятся все более взаимосвязанными и неразделимыми. 

Theresa Schubert / VG Bild-Kunst; Ivan Taranin
Theresa Schubert / VG Bild-Kunst; Ivan Taranin Тереза Шуберт (Германия), ooze, 2021

«Это выставка о нетривиальном взгляде на данные. Что, если информация и вычислительные процессы не абстрактны, а материальны? Что, если смысл не порождение человеческого разума, а часть нашего мира? Физический мир — это аналоговый компьютер. Все природные явления записывают и перезаписывают себя огромным количеством способов», — рассказывает Дарья Пархоменко, основатель, художественный руководитель Фонда Laboratoria Art&Science, куратор выставки New Elements.

Дарья Пархоменко на открытии выставки
Дарья Пархоменко на открытии выставки

Доказательно нетривиального подхода — буквально в каждой работе выставки. Во время отливов Темзы художница Анна Ридлер собирала прибрежные ракушки, чтобы запечатлеть историю реки: некоторые моллюски уже вымерли, и их там уже не найти. Ракушки использовались как одна из первых мировых валют, и для Ридлер важно, что они собраны рядом с Лондонским Сити, одним из финансовых центров мира. Ее коллекция послужила материалом для тренировки нейронной сети и генерации бесчисленного количества несуществующих ракушек. Затем они были превращены токен NFT и проданы на одном из первых NFT аукционов Sotheby«s. 

Анна Ридлер (Великобритания), Доказательство работы: «The Shell Record», 2021

Биотехнологическая инсталляция POEM Томаса Фойерштайна представляет собой высокотехнологичную художественную вариацию на тему объекта, хорошо знакомого нашему зрителю — самогонного аппарата. Но эта инсталляция перегоняет в алкоголь не обычные продукты, а слова об искусстве! Подойдите к микрофону, произнесите фразу, и влажный воздух вашего дыхания поступит в машину. Там он проходит несколько трансформаций и превращается в Ursuppe («Первобытный суп»), в котором неорганические молекулы превращаются в органические — то есть моделирует появление жизни на Земле.

Томас Фойерштайн (Австрия), POEM, 2010

Аргентинский художник Томас Сарасено в рамках выставки представил серию фотоотпечатков. Printed Matter (s) сделана с использованием самого распространенного и вредного загрязняющего вещества в городской среде — черного углерода. Частицы этого пылевого загрязнения, которые были специально выделены для произведения из воздуха Мумбаи, становятся материалом для печати изображений космической пыли из каталога NASA — так остроумно художник напоминает нам о важности воздуха и вдохновляет на более чуткое и сознательное сосуществование с окружающей средой и другими видами. 

Вид экспозиции на выставке We do not all breathe the same air, neugerriemschneider, Берлин, 2021. Фотография: Studio Tomás Saraceno
Вид экспозиции на выставке We do not all breathe the same air, neugerriemschneider, Берлин, 2021. Фотография: Studio Tomás Saraceno Томас Сарасено (Аргентина), Printed Matter (s), 2018

В 2021 году проект «Исследование облаков» группы Forensic Architecture получил Золотую Нику на самом важном международном фестивале Ars Electronica. Междисциплинарная команда из архитекторов, журналистов, кинорежиссеров, программистов и художников использует цифровое и математическое моделирование, машинное обучение и законы гидродинамики для исследования облаков и газовых образований и изучения доказательств колонизации воздушного пространства — загрязнения окружающей среды, химических атак и токсичных выбросов. Их фильм можно посмотреть на выставке New Elements.

Forensic Architecture (Великобритания), Исследования облаков, 2021

Выставка будет работать до 27 февраля 2022.

В рамках образовательной программы выставки New Elements состоятся онлайн-встречи с художниками, участниками проекта: 25 ноября с Анной Ридлер и 28 ноября с Аки Иномата. 

Подробности можно узнать на сайте Фонда Laboratoria Art&Science

©  Популярная Механика