Вынужденная моногамия: зачем бабочкам “пояс” верности
После спаривания самцы 1% видов бабочек блокируют репродуктивные органы самок так называемой «брачной пробкой» из воска, которая не дает конкурентам подобраться к заветному месту. Пробка предварительно формируется в специальных брюшных протоках самца, которые имеют своеобразные очертания. В зависимости от строения протоков «пояс верности» бабочек может напоминать струп, круглую бусину или устрашающую вилку с заостренными концами. Пробка быстро твердеет на брюшке самки, оставляя открытым лишь отверстие, через которое бабочка откладывает яйца.
Брачная пробка на брюшке самки бабочки
Самцы бабочек не ревнивцы и не приверженцы уходящих в прошлое взглядов о «правильности» женской моногамии. Дело в репродуктивных амбициях: большую часть яйцеклеток оплодотворяют сперматозоиды последнего партнера. Запечатывая гениталии будущей мамы, потенциальный папа попросту хочет передать свои гены большему количеству детей. С другой стороны, многократное оплодотворение увеличивает шансы на получение спермы более высокого качества, а питательные вещества, содержащиеся в мужских половых клетках, укрепляют здоровье самок.
Если отбросить гендерные стереотипы людей и взглянуть на брачные отношения бабочек с точки зрения эволюции, не кажется ли странным поведение самцов? Ведь вместо того, чтобы оплодотворять как можно больше партнерш, ухаживая за ними в процессе, горе-отцы тратят немалое количество времени на сложный процесс «выращивания» брачной пробки в своем теле, а затем нагло преследуют самок, хватают их в воздухе и тащат на землю. Или такое поведение чем-то выгодно природе? Может ли репродуктивная конкуренция самок и самцов приводить к появлению новых видов? Не этот ли вечный спор о «семейных ценностях» стал причиной такого дикого разнообразия видов бабочек?
Ана Паула душ Сантуш де Карвалью с чучелами бабочек в Музее естественной истории Флориды
Этим вопросом озадачилась Ана Паула душ Сантуш де Карвалью, работающая в Музее естественной истории Флориды. В своей работе, опубликованной в журнале Systematic Biology, де Карвалью по музейным коллекциям отследила эволюцию необычного обряда у бабочки шашечницы-акрея (Acraeini). Эта группа насчитывает около 300 видов. Параллельно исследовательница оценила скорость появления новых видов и обнаружила, что брачные пробки никак не влияют на темпы видообразования.
В ходе работы де Карвалью заметила больше чучел самок бабочек с неповрежденными крупными пробками и меньшее число особей, у которых оставались целыми маленькие восковые «замки верности». Это означает, что самки не могут самостоятельно избавиться от крупных и причудливых пробок, но могут сломать маленькие. Попытки удалить пробку, а также широкие различия в форме и размере женских гениталий говорят о стремлении самок к свободе выбора. Потеря пробочного ритуала у некоторых видов свидетельствует о том, что борьба за эту свободу постепенно приносит свои плоды. Возможно, однажды бабочки будут полностью избавлены от «брачного договора», который очень вероятно, мешает им создавать более здоровое потомство.