Выбор редактора
В прошедшем 2013 году было 52 недели. Статьи в «колонке редактора» выходят каждую субботу. По идее, текущая должна быть не только подведением итогов года, но и ровно пятьдесят второй по счету, а появиться должна была до наступления Нового года. Она оказалась пятидесятой в прошлом и первой в этом году. Погрешность наступила из-за того, что одну неделю в 2013 году пропустил, расстроился и не было настроения что-либо создавать, а год начал с последней статьи предыдущего года, а не с первой наступившего года. В этом году будет та же погрешность, хотя зачем на это обращать внимания, все равно статьи выходят регулярно и по возможности развлекают моего читателя различными идеями, информацией, новостями и прочим.
Погрешность, она же «путаница» — самое странное и не привычное чувство в начале каждого года. По привычке пишем в бланках и документации цифру предыдущего года. Дата новая, мы пишем старый год. Зачеркиваем, исправляем. Восстанавливаем историческую справедливость!
Сегодня 4 января 2014 года.
Прошлый, 2013 год остался в прошлом. Был ли он хорошим? Есть ли для него место в нашей памяти? Возможно, а у меня есть стойкое в этом убеждение, что ощущение мира во многом зависит от нас самих. От нашего настроения, благосостояния, счастья и много другого. Многие события из разряда «объективное» очень хотят перейти в «субъективное» представление мира и сделать его «реальным». Если у нас самих все как-то плохо, не сложилось, то за прошедший год ничего хорошего не произошло.
Мои наставники, люди для меня авторитетные, наполняли меня мудростью, что теперь помогает правильно расставлять приоритеты в оценке событий, продуктов и прочего, что очень хочется оценить и даже как-то воздействовать на качество, по возможности.
Год длинный, сложно в один день вспомнит все самое значимое для рынка электронных книг, и перечислить в одной статье. Память может подвести. Приходится прибегать к прописным истинам: «не помнишь — записывай», «не можешь приходить вовремя — приходи раньше», «нет времени — явно не тем занимаешься», «рожденный зарабатывать — выигрывать не может», ибо чудес не бывает! Все это правильная расстановка приоритетов.
Год не был плохим. Это объективно! Хотелось большего — это тоже, правда! Перед тем как начну перечислять события и отмечать лучших, хочется еще раз уточнить, что мир не только зависит от нас, он только от нас и зависит! Если чего-то не произошло, то лично мы это не сделали! «Могли или нет» — ответ на вопрос чисто философский, важно насколько каждый из нас хотел в своей области сделать что-то, что другие оценят как лучший продукт года! Важно ведь не только потреблять, но и создавать, чувствовать свой труд востребованным.
Нет ничего лучше в этом мире, кроме востребованности!
Год был немного скучным из-за однообразия и предсказуемости. Не хватало восхищения, восторга от чего-то нового. Продукция появлялась с пометкой «новое», «топовое», но было ли оно «лучшим»? Было время, когда мы реально видели разницу между поколениями экранов E-Ink, с нетерпением ждали новые устройства и хотели ими владеть, потому что видели и чувствовали разницу.
Год был действительно скучным из-за мелочей — спорили из-за отсутствия кнопок, подсветки, экрана E-Ink Pearl™ HD и многого другого. Но видели ли эту разницу потребители? Ориентироваться на комментарии бесполезно — это не объективный метод. Это одно единственное мнение, которое выдается за массовое явление. Это такой мир, который видится правильным исходя из того, какой есть сам. Причин много, но массовый рынок реагировал правильно на все события — не видя разницу, реагировали соответствующим образом — вяло. Можно списать неудачи на «потребительский кризис», когда деньги есть, но нет потребления, но проще понять происходящее одним словом — «заелись»! Несколько лет подряд рынок рос за счет того, что мог удивляться! Никто не спорил о кнопках. Зачем? Сейчас другие проблемы — «что выбрать на замену Sony PRS-950», «Если не PB360 то, что же?!», «Менять ли Kindle DXG на iPad Air?» и так далее.
Когда пользователь спрашивает, что лучше «Kindle 5 или Paperwhite?» — это проблема рекламы, маркетинга, информации, ибо потребитель не понимает, что для него будет лучше — «устройство с подсветкой или без нее». Еще больше подобные вопросы не понимает разработчик устройств. Если еще больше углубляться в подобные вопросы, то окажется, что самый простой вопрос действительно очень актуален — устройства совершенно разные! В одном есть кнопки, в другом нет. В том, что без кнопок есть подсветка, а в том, что с кнопками, нет сенсорного экрана. То есть, выбирая устройство с «подсветкой или без нее», любой потребитель держит в голове целый набор условий, которые далеки от обсуждаемой характеристики. Это надо уметь слышать!
Знаете, как трудно объяснить производителю очевидные проблемы? Когда начинаешь доносить восприятие рынка, то вдруг оказывается, что «лучшее программное обеспечение» попросту не нравится потребителю. Оно настолько отличное, что неотличимо от плохого, просто потому, что производители плохого лучше убеждают в том, что их продукт… лучше. Простой и очевидный вывод! Насколько очевидно выражение: «специализированное устройство для чтения должно иметь кнопки для листания»? Если сказать, что это глупости, то представьте, что реакция производителя — это всего лишь аналог «комментария потребителя», не потому что разработчик трансформирует комментарии своего потребителя в продукт, а потому что он по себе судит о рынке и на основе этой информации создает продукт, таким образом, как ощущает этот мир. Кнопки ставит там, где он хочет, а массовый рынок ему кричит в ответ: «кнопки должны быть там, где нам удобно»!
И так далее.
Итоги 2013 года таковы — то, что еще производится, создается, разрабатывается и продается — существует без должной рекламной поддержки. То есть, качество любого продукта зависит от узнаваемости бренда. Ничего более. Именно поэтому рынок скучен. Он либо будет себя рекламировать как бренд, либо как продукт, а привыкание к бренду будет через конечный результат.
В итоге — рекламы и качественной продукции почти нет. О чем судить? У потребителей есть только один выбор — много устройств в одном узнаваемом корпусе с разной ценой. Это потребители с опытом понимают в чем-то разницу, но у них есть свое лучшее устройство. Если новый потребитель после возникновения идеи «читать в электронном виде» за короткое время не выберет устройство, контент и доступ в Интернет — он отказывается от самой идеи. Это становится личным восприятием мира. «А зачем»? «Ради чего»?
Хватит о грустном, мир все равно прекрасен и сегодня есть отличная возможность выделить лучших, чтобы напомнить — этот год был прекрасен и полон новых надежд!
Хочу сразу предупредить, что победители в некоторых номинациях скорее лидеры в своей области, на которых стоит обратить внимание, чем расценивать их как техническое достижение или абсолютное совершенство.
Лучшее «бумагоподобное устройство» года Среди устройств с бумагоподобным экраном в этом году сложно выделить абсолютно лучшие модели. При выборе устройств этой категории качество отбора было несколько снижено до уровня: «есть из чего выбрать» и «по конкретным причинам»:
Amazon Kindle Paperwhite — модели 2012 и 2013 годов лучшие всемирно известные устройства. Их продано много, развитое программное обеспечение и уникальные характеристики. Amazon Kindle — модели 2011 и 2012 годов самые доступные по цене, надежные и простые устройства для ежедневного чтения. PocketBook Touch 2, PocketBook Basic 624, PocketBook Mini 515 — три лучшие модели, на которые следует обратить внимание. Каждая модель имеет собственные уникальные характеристики. Onyx Boox i63ML Maxwell — лучшее устройство из всех выпущенных Onyx International в 2013 году. Bookeen CyBook Odyssey HD — прекрасная, недооцененная, но удобная модель для чтения с рекордными характеристиками по продолжительности автономной работы. Kobo Aura HD — модель типичная, но имеет ряд уникальных характеристик — экран, размер, разрешение, продолжительное время автономной работы. Лучший планшет года Среди огромного выбора планшетов в этом году, лидерами остаются прежние производители и их продукция, среди которых особенно хочется подчеркнуть новизну продукции Wacom:
Wacom Cintiq Companion Hybrid — новинка из уникального ряда по своим возможностям. В модели прекрасно совмещены — операционная система Android и технологии рукописного управления Wacom. Планшет может быть использован как автономное устройство или дополнение к настольному компьютеру, в качестве классического планшета для рисования с поддержкой Adobe Photoshop. Apple iPad Air — модель 2013 года, в которой реализованы современные технологические усовершенствования и как оказалось, экран в этой модели не хуже другой новинки — Apple iPad mini with Retina. Samsung Galaxy Note 10.1 2014 Edition — попросту уникальная нашпигованная современными технологиями модель. Лучшая покупка года Любому новичку и опытному читателю в этом году можно смело рекомендовать несколько моделей на различный вкус в качестве лучшей покупки:
Amazon Kindle Paperwhite, Amazon Kindle PocketBook Touch 2, PocketBook Basic 624, PocketBook Mini 515 Onyx Boox i63ML Maxwell Bookeen CyBook Odyssey HD Kobo Aura HD Лучшее компактное устройство года Рынок не очень охотно создавал в этом году компактные устройства из-за их минимального спроса. Но что может быть лучшим другом для небольших карманов потребителей?
PocketBook Mini 515 Лучшее крупное устройство года В номинации не определено лучшее крупное устройство.
Идеальное устройство года В номинации не определено идеальное устройство.
Лучший бренд года Так уж получилось, что в номинации «лучший бренд года» можно перечислить лучшие компании мира, которые пользуются значительным успехом на отечественном рынке:
Amazon — за серию устройств и программного обеспечения Kindle. PocketBook — за лучшие достижения на отечественном рынке. teXet — за лучшие показатели роста и узнаваемости бренда. Литрес — лучшая и фактически единственная компания-лидер на отечественном рынке в области цифрового контента. М.Видео — лучшая торговая организация. МТС и Билайн — лучшие сотовые операторы, работающие с контентом и предоставляющие доступ в Интернет. Google Play и Apple Store — лучшие контент площадки и не только в области электронного чтения, но и мобильных программ. DropBox и Amazon Cloud — лучшие облачные сервисы в мире. Аэрофлот и Трансаэро — лучшие авиакомпании с лучшими аудиокнигами на борту. Bookmate — лучшая библиотека года. Лучшая компания года Однозначно лучшей в 2013 году была единственная компания, остальное — компромиссы:
Amazon Лучший производитель года Среди лучших компаний года можно отметить, наиболее значимые для глобального и локальных рынков, производителей:
Amazon E-Ink Apple Samsung Google PocketBook Onyx Tolino Открытие и лучшее событие года Было несколько крупных и запоминающихся событий в 2013 году, которые можно охарактеризовать как лучшие:
ReadRate — рекомендательная площадка, доступная через обычный браузер и встроенная в устройствах PocketBook. АЗАПИ — специализированное профессиональное объединение по защите авторских прав в Интернет. Планшеты для детей — новое направление бизнеса, когда обычный планшет становится «детским» за счет корпуса и подбора детских программ. Новые устройства имеют специализированную оболочку «для детей». «Детские книги» — новое приложение Литрес для чтения и продажи детской литературы. PocketBook CAD Reader — первое устройство, рассчитанное не столько для чтения художественной литературы, сколько для работы с крупными документами. Экран устройства размером с печатный лист А4. AlReader — адаптированная программа для работы на устройствах Onyx Boox и других устройствах с бумагоподобными экранами под управлением операционной системы Android. Несколько всемирно известных компаний готовятся выйти на российский рынок. Особо ожидаем приход компании Amazon в 2014 году. Black River Ventures организовал привлечение инвестиций от фонда Russian Internet Technology Fund в компанию «ЛитРес» в обмен на существенную долю в капитале компании. Объем вложений в компанию «ЛитРес» составил 5 млн долларов США. E-Ink Carta, Mobius, Fina — новые названия экранов в обновлённой бумагоподобной технологии. BookVibe — новый рекомендательный сервис на основе социальных сетей. PocketBook Color Lux — устройство с цветным экраном E-Ink Triton 2 и со встроенной подсветкой. teXet выходит на рынок аксессуаров. Senkatel — выпустила первые устройства под брендом Senkatel SmartBook. Компания «ЛитРес» расторгла договор с продавцом контента «Аймобилко». Barnes & Noble Nook HD, Nook HD+ получают официальный доступ в Google Play. Литрес внедрил аудиокниги в телевизоры Samsung Smart TV. PocketBook International S.A. — официально раскрыло количество продаваемых устройств, что уникально для отечественного рынка, когда другие компании умышленно занижают, завышают, скрывают свой годовой оборот, мешая развитию инвестиций в области электронных книг. Amazon приобрела Goodreads и к концу года внедрила сервис в устройствах Kindle. Amazon Kindle Comic Creator — официальная программа Amazon для создания комиксов для устройств Kindle. Bookeen — 10 лет с момента рождения первого устройства компании Bookeen Cybook Gen1. «Читай легально» — первая акция Эксмо и Литрес для популяризации легального чтения в Интернете. E-Ink расширяет рамки бизнеса — продемонстрированы разработки дисплея для почтовой службы FedEx и информационная табличка на стекле транспортного средства. Barnes & Noble объявила о желании изменить цифровую стратегию, но до конца года не приносила на рынок радостных известий. Литрес блокировала приложения «Читатель», «Moon+» и других в репозиториях Apple App Store и Google Play. Рекордсмен года Ряд событий можно выделить в категорию отдельных рекордов по одному или целому ряду характеристик:
Программа Kindle для Android, iOS и компьютеров — более 100.000.000 копий. «Весь Толстой в один клик» — эталонная электронная версия 90-томника писателя Льва Толстого. Первый 42» гибкий бумагоподобный экран — компании Toppan и Plastic Logic продемонстрировали в Японии первый прототип 42 дюймового гибкого бумагоподобного экрана для вывесок и наружной рекламы. Kobo Aura HD — устройство с уникальным 6,8 дюймовым экраном с разрешением 1440×1080 px. Bookeen Cybook Ocean — устройство с восьмидюймовым экраном, толщиной всего 7 мм. Sony DPT-S1 — устройство для безбумажных технологий корпоративного рынка, пластиковый экран E-Ink Mobius размером 13,3 дюйма с гибкой (подвижной) матрицей TFT разработки Sony. Контекстная площадка года На рынке контента фактически не произошло значимых событий. Лучшая площадка — Литрес, которая не только увеличила количество реализуемых книг, но и создала множество контентных точек распространения — М.Видео, специализированные программы, бесплатные библиотеки и так далее.
Пиратская площадка года В этом году, судя по информационному потоку, велась огромная работа по защите авторского права и направлена она была против пиратства. В связи с «огромными успехами» в этом направлении… третий год подряд звание «пиратская площадка года» принадлежит «книжному братству Флибуста».
Лучший маркетинг года В номинации не определено лучшее маркетинговое или рекламное событие.
Лучшие информационные ресурсы года Итоги года не могут быть объективными, если нет возможности причислить к успехам электронных книг профессионалов информационного рынка со всего мира. Это люди и компании, которые необходимо отметить особо. Огромное спасибо коллегам:
pro-books.ru, blogkindle.com, digitalbookworld.com, edukindle.com, gizmodo.com,
engadget.com, mobileread.com, mobile-review.com, habrahabr.ru, digital-books.ru,
e-book-news.de, eon.businesswire.com, kommissia.ru, the-digital-reader.com,
wikipedia.org, gagadget.com.
Аннотация Итоги 2013 года по версии редакции портала The-eBook.
Послесловие C новым годом! Уверен, что год у большинства моих читателей начался хорошо! Надеюсь, что весь год пройдет на позитивной ноте!
Хочу поблагодарить моих единомышленников и читателей за интерес к электронным книгам! Уже в начале года Вас ждут интересные темы, и мне кажется, будет очень необычно звучать одно интервью, к которому готовлюсь уже пару месяцев и реализую в начале года. Оно не очень сочетается с электронными книгами, но будет понятно, что у любого успеха и поражения есть объективные причины.
Хочу сказать отдельное спасибо всем компаниям и частным лицам за поддержку проекта с помощью размещения рекламы: ReaderOne, alp-book.ru, BookPro, Линк-Трейд, лично благодарю двух Антонов и двух братьев Можейко! Спасибо всем, кто жертвовал на развитие проекта, всего было перечислено 4.117 рублей!
Отдельно благодарю компанию PocketBook за многолетнее спонсорское участие и моральную поддержку в развитии проекта! Спасибо, любая помощь — бесценна, а Ваша — проверена годами и самая искренняя!
Похожие публикации: Итоги года. Перспективы.Итоги года. Состояние рынка.Итоги года. Часть 3.ГибридыИтоги года. Часть 1.
© ebook