Выяснилась связь настроения и запоминания у детей
Настроение детей, как известно, непредсказуемо: сейчас они весело играют, а уже в следующий момент могут безутешно плакать. «Странным образом до сих пор оставалось неизученным влияние этих смен настроения на способность детей к обучению и запоминанию», — говорит профессор Сабине Зеехаген из Рурского университета в Бохуме. В случае взрослых такое влияние является доказанным, так, например, в определенном настроении мы особенно хорошо вспоминаем то, что произошла с нами в прошлый раз, когда мы были в таком же настроении.
Решив восполнить обнаруженный пробел в научном знании, немецкие ученые провели исследование с участием 96 детей в возрасте от девяти месяцев. Детям, которые проявляли спокойную активность, например, рассматривая рисунки в книге, или же наоборот — дико скакали во время игры, показывали, как взрослый управляется с надетой на руку куклой. «Нам было интересно, смогут ли дети через пятнадцать минут повторить наблюдаемые ими движения», — объясняет профессор Зеехаген, которая руководила исследованием. И перед тем, как это проверить ученые с помощью соответствующей активности вызывали у детей то же настроение, которое у них было во время наблюдения за действиями взрослого, или же наоборот — совершенно другое.
В результате выяснилось, что в случае, если настроение во время обучения и теста совпадали, дети могли вспомнить и повторить движения в два с половиной раза чаще.
Авторы исследования видят в этом результате не только подтверждение влияния настроения на запоминание, но и возможное объяснение того факта, почему мы не помним период своего раннего детства, а также почему дети помнят только часть того, что с ними происходило — воспоминания, полученные при определенном внутреннем состоянии, становятся недоступны в других состояниях и настроениях.