«Вы возненавидите Slack так же, как электронную почту» — Колумнист Bloomberg о будущем корпоративных мессенджеров

Автор Bloomberg Ребекка Гринфилд вспомнила, как входила в обиход электронная почта, и как она в итоге начала вызывать всеобщее раздражение. Журналист полагает, что то же самое произойдёт и с такими сервисами как Slack. Редакция vc.ru перевела материал.

Корпоративные мессенджеры, такие как Slack, ещё дождутся своего упадка — электронная почта тоже когда-то всем очень нравилась. Экономический журналист Дэвид Уорш в колонке для The Washington Post описывает сгорбившегося за компьютером офисного работника: «Слышно хихиканье. Очередь ударов по клавишам — и точно такая же сцена с участием другого клерка происходит в другом конце комнаты».

Звучит как описание офиса, в котором пользуются сервисами вроде Slack или HipChat. Но Уорш написал эти строки в 1991 году, и речь шла об электронной почте. Когда она только начала проникать в офисы, все её полюбили по тем же причинам, по которым сейчас пользуются популярностью корпоративные мессенджеры. «Прикольно, что так можно сплетничать, шутить, флиртовать», — писал Уорш про тогдашнюю новинку. Как это уже произошло в случае с электронной почтой, любовь к корпоративным мессенджерам неминуемо перерастёт в ненависть.

Сервисы для группового обмена сообщениями сейчас переживают бум. В 2014 году дневная аудитория Slack оценивалась в 120 тысяч, а сейчас сервисом ежедневно пользуются более миллиона человек. В некоторых коллективах предпочитают HipChat, Google Hangouts или Skype, причём бывает, что все эти сервисы используются одновременно.

Корпоративные мессенджеры возникли как альтернатива электронной почте, которую сейчас принято воспринимать как нечто отвлекающее и обременительное. Но и её когда-то рассматривали как панацею, избавляющую от необходимости совершать телефонные звонки.

Были и другие мнения. The New York Times в 1992 году писала, что электронная почта — «вещь забавная, но это просто игрушка, которая делает людей болтливыми и побуждает говорить вещи, которые следовало бы держать при себе». Business Times в 1993 году назвала email «очередной видеоигрой».

Теперь почту ненавидят. Звучат рассуждения, в которых технологию называют «тараканами интернета» или просто «злом». Её погубили собственные преимущества. Australian Financial Review писала, что электронная почта прекрасна тем, что позволяет «держать руку на пульсе» в любое время.

В итоге почтовые ящики у всех оказались переполненными и стали требовать постоянного внимания — возможность отправить письмо в любой момент подразумевает и обратное действие. В 2015 году Pew Research Center провёл исследование, которое показало, что большинство людей проверяют рабочую почту в том числе в свободное время. А 35% опрошенных признались, что из-за интернета вынуждены тратить на работу больше времени, чем могли бы.

Раздражение из-за корпоративных мессенджеров — это просто вопрос времени, и пусть история электронной почты будет поучительна. Предполагалось, что Slack и аналогичные платформы избавят офисные коммуникации от свойственной почте пустой болтовни и, наоборот, позволят вести рабочие дискуссии в удобной форме и по делу. Вместо того, чтобы разгребать ворох бессмысленных писем, можно просто зайти на нужный канал. В мессенджерах проще искать нужные обсуждения и участвовать в них.

Сотрудники компаний, в которых используют групповые чаты, тратят меньше времени на почтовую переписку и совещания. Опрос, проведённый Slack среди 1629 пользователей, показал, что их почтовый трафик сократился в среднем на 48,6%. Но вполне возможно, что поклонники сервиса могут тратить освободившееся время на разговоры в чате вместо того, чтобы работать. Средний пользователь проводит каждый рабочий день по 10 часов залогиненным в сервисе — это дольше, чем рабочий день или время на сон.

Усталость от рабочих чатов уже становится заметной. В декабре 2015 года сайт Fast Company опубликовал свод рекомендаций с правилами этикета для Slack, в котором упоминалось, что пользоваться каналами сервиса становится затруднительно уже когда там собирается десяток человек. (Появление правил этикета — это начало конца для любого клуба, не так ли?)

Автор сайта The Verge Джастин Глоу осенью 2015 года на неделю отказался от Slack, когда начал ощущать утрату контроля над происходящим. Чат, как и электронная почта, способствует коммуникациям, что, конечно, весело, но далеко не всегда полезно. «Легко чувствовать себя продуктивным, когда на деле таковым не являешься», — писал Глоу.

«В мире появляются всё более и более сложные вещи. Требуется больше знаний, а значит требуется больше взаимодействующих друг с другом людей», — рассуждает доцент Корнелльского университета Крис Коллинз. По его словам, в наиболее успешных компаниях сотрудникам охотнее позволяют высказывать свои идеи. Этим он и объясняет появление подобных чатов, которые позволяют работникам из разных часовых поясов вести бесконечный мозговой штурм.

В то же время учёный отмечает, что при всей важности обмена идеями и мнениями внутри компаний электронная почта, чаты, внутренние блоги — довольно бесполезны. «Они играют малозаметную роль, когда дело доходит до работы над по-настоящему большими идеями», — говорит Коллинз. По его словам, свежие мысли лучше вырабатываются при личных встречах.

О том же свидетельствует исследование Линдред Грир из Стенфорда, содержащее вывод, что чат может быть хорош для мозгового штурма, но не для работы над воплощением идеи в жизнь. Но нарастающая коллективная усталость от корпоративных мессенджеров не обязательно означает их конец.

Такие компании как Slack, Google и Apple осознают, что у потребителей может случиться «передозировка» от предлагаемых им сервисов. Поэтому в продуктах этих компаний так или иначе имеется функция «не беспокоить». Она позволяет читать сообщения и отвечать на них не в реальном времени, а тогда, когда это удобно. Очень напоминает электронную почту.

©  vc.ru