Вспоминаем легендарный iPhone 4s! Достал и включил такой 10 лет спустя

Многие из гаджетов от компании Apple становятся символами целых эпох. Если, конечно, мы говорим о промежутках в 5–10 лет. Одним из таких устройств является iPhone 4s. Почему именно 4s, а не 4? Четвёрка безусловно была классным устройством, и в материале я её вниманием не обделю.

Но именно в 4s появилась Siri, а это один из первых умных голосовых ассистентов в смартфонах. Ещё была решена горсть аппаратных проблем, которая была в iPhone 4. Появился процессор Apple A5, с которым смартфон просто рвал и метал, позволял играть в игры с невиданной раньше графикой.

А ещё благодаря такой производительной начинке смартфон смог пережить целых 5 версий iOS. Для Android-смартфонов того времени и некоторых современных такое может только присниться. А теперь давайте разберём подробнее.

Дизайн

Корпус и внешний вид

Даже по нынешним меркам корпусы iPhone 4 и 4s можно возвести к эталонам.

Стекло и алюминий — это формула хорошего корпуса любого современного смартфона, и Apple применила эту формулу одной из первых, представив 7 июня 2010 года iPhone 4. Вспомните большинство смартфонов того времени, наверняка на ум придут какие-нибудь Samsung Galaxy Spica, LG Optimus и Nokia на Symbian.

По-своему эти смартфоны тоже были классными, и, когда я смотрю на них, у меня возникает чувство ностальгии. А вот когда я смотрю на iPhone 4 и 4s — ностальгии не возникает. Знаете, почему? Да потому что эти устройства до сих пор выглядят современно.

Шутки ради: вот так смотрится iPhone 4s на фоне других современных гаджетов, и совсем иначе выглядят некоторые другие смартфоны тех лет рядом с iPhone.

Дело в том, что у техники Apple минимум дизайна, и это делает их дизайн вечным. Если я вижу какой-нибудь смартфон с выдвижной QWERTY-клавиатурой и кнопками приёма и сброса вызова понимаю, что это устройство точно относится к эпохе середины 2000-х или начала 2010-х. В iPhone 4 и 4s такого нет.

Если говорить подробнее, то я имею ввиду, что у смартфонов, планшетов и компьютеров Apple в дизайне нет никаких лишних деталей. Это позволяет тебе фокусироваться не на том, как устройство выглядит, а на том, какие эмоции и возможности оно тебе дарит.

Удобство

На фоне современных «лопат» меня очень порадовала анатомическая подгонка корпуса iPhone 4s вкупе с очень приятным интерфейсом операционной системы.

Кнопки увеличения/уменьшения громкости находятся прямо под указательным пальцем. Когда берёшь устройство в руку, палец сам по себе ложится в нужное место. Это же касается кнопки включения/выключения и кнопки Home. Раньше подобным мелочам производители особого внимание не уделяли.

Apple специально держала приложение телефон в фоне, чтобы уменьшить задержку при открытии. В то время звонки были ещё основной задачей, возложенной на телефон.

Но больше всего меня удивила продуманность интерфейса, но о нём подробнее чуть позже. Как думаете, почему так сложилось, что иконка номеронабирателя всегда стоит в левом нижнем углу? Потому что до неё не нужно тянуться большим пальцем.

Если попробовать всей рукой обхватить смартфон, то волей-неволей палец окажется на номеронабирателе. Честно говоря, такой лёгкости стало не хватать в моём iPhone 11.

А ещё этот разъём практически один в один копировала Samsung в своих первых планшетах Galaxy Tab.

В отличие от современных устройств здесь использовался ещё 30-контактный разъём. С одной стороны, он был большой и неудобной — кабель от него нельзя было подключить любой стороной. Зато под этот формат существовало огромное количество аксессуаров.

Микрофон и динамик по-классике располагались с левой и правой части. Звук у этого смартфона до сих пор может потягаться с какими-нибудь среднебюджетными устройствами.

Но боковые клавиши в этом смартфоне — любовь.

В качестве стекла с обеих сторон использовалось довольно прочное покрытие, название которого Apple не раскрывает.

С выходом iPhone 12, Apple вернулась к веяниям iPhone 4, который появился 10 лет назад. Так что по этому пункту можно смело заявить, что выпустив четвёрку, компания опередила всю индустрию на 10 лет вперёд.

Дисплей

После iPhone 11 дисплей iPhone 4s не вызывает дискомфорта или раздражения. С учётом возраста устройства — это комплимент!

Чуть больше десяти лет назад смартфоны имели дисплеи, которые кардинально отличаются от современных матриц. Мало того, что они были сами по себе маленькие, — у них было низкое разрешение.

Конечно, это помогало экономить заряд аккумулятора, и мне кажется, что многие производители думали, что при небольших диагоналях высокое разрешение не нужно, потому что будет незаметно. Если смотреть с этой точки зрения, то Apple явно не побоялась сделать ещё одну маленькую революцию.

В 2010 году выходит iPhone 4, и на большинстве рекламных плакатов красуется гордая надпись «Retina Display». Это технология производства дисплеев с высокой плотностью пикселей, — более трёхсот точек на дюйм. За счёт неё на Retina-экранах разглядеть отдельные пиксели невооружённым глазом невозможно.

Пускай невооружённым глазом увидеть пиксели невозможно, но при близкой съёмке или взгляде — легко!

Для нашего времени — это стандарт, причём не только для смартфонов, но и для планшетов и даже ноутбуков. Apple постепенно внедряла такие дисплеи в свою технику, Retina-экран унаследовал и iPhone 4s.

Благодаря такому нововведению интерфейс операционной системы, шрифты, фильмы, игры, даже привычные приложения стали выглядеть естественнее. И да, даже на 3,5-дюймовом экране Retina отлично ощущается, и вероятно за счёт этого экран старой четвёрки не вызывает дискомфорт.

Помимо высокого разрешения, дисплей iPhone 4 имеет хорошие углы обзора, так что даже когда смартфон лежит на столе, прочитать уведомление или посмотреть, кто тебе звонит не составит никакого труда. И всё это в начале 2010-х годов!

Система

Интерфейс

Как думаете, скевоморфизм мог бы снова войти в обиход?

iPhone 4 и 4s из коробки работали на iOS 4 и iOS 5 соответственно, но мой экземпляр, не обновлявшийся с 2012 года, работает на iOS 6. Это последняя версия iOS со скеворфичным дизайном. По сравнению с современными iOS, шестёрка выглядит необычно.

Каждый элемент в системе имеет какую-то свою уникальную текстуру, форму, отражения и тени. В этом как раз фишка скеворфизма. Таким образом дизайнеры Apple делали использование принципиально новых устройств наиболее привычным.

Ведь куда проще ориентироваться в интерфейсе, который повторяет некоторые объекты из реальной жизни.

iOS не единственная операционная система со скеворфичным интерфейсом. По таким же канонам были созданы давние версии macOS, Android и Windows. Но именно iOS выглядит даже по нынешним меркам довольно неплохо. К тому же она очень быстро работает.

Быстродействие

Типичный представитель Android начала 2010-х.

Android лишь в последние годы стал реально «отточенной» платформой. Раньше даже флагманские устройства на системе от Google тормозили, быстро разряжались, а приложения представляли собой какой-то сущий кошмар. Но на платформе от Apple дела обстояли иначе.

Компания выпускала разные рекомендации (гайдлайны) по дизайну приложений на iOS. Поэтому какое бы приложение вы не открыли, оно будет выдержано в едином стиле. Это также играет на руку простоте использования.

Совсем другое дело iPhone.

Плюс, сама iOS была очень хорошо оптимизированна и буквально летала. Кто-то говорит, что в ней было просто нечему лагать, намекая на отсутствие кастомизации, которая была в Android. На iOS она между прочим тоже была засчёт джейлбрейка. У меня на iPhone 4s стоит несколько твиков, и iOS 6 на нём по прежнему работает идеально.

Так может проблема лагов Android в то время заключалась не в кастомизации, а в отсутствии грамотной оптимизации? Благо сейчас обе платформы — и iOS, и Android работают одинаково хорошо.

Приложения

Именно в App Store появились такие культовые сервисы, как Shazam и Instagram.

Ну и немалый вклад в популярность iPhone сделал App Store. У Apple были не только качественные инструменты для разработки, но и строгие правила, которые не позволяли засорять магазин разными третьесортными приложениями.

Плюс сам интерфейс был значительно приятнее тогдашнего Android Market, а также имелись подборки.

Облачная синхронизация

Apple так гордилась iCloud, что даже размещала наклейку с логотипом сервиса.

Также в iOS 5 появился iCloud. Это не просто облачное хранилище, а полноценная платформа, с помощью которой владельцы устройств Apple получили возможность синхронизации всех важных данных между всеми устройствами. Аналогичная качественная реализация облачной синхронизации у Google появилась позже.

Кто-то ругает, кто-то обожает iOS. В любом случае, отрицать что эта операционная система оказала серьёзнейшее влияние на развитие того же Android — глупо.

Siri

В iPhone 4s голосовая помощница не умела говорить на русском, великому и могучему её обучили только в iOS 8.

У кого дома стоит умная колонка? Признавайтесь! У меня вот их целых две: одна стоит в комнате, а одна на кухне. Это я ещё не беру в расчёт мой MacBook, iPhone и Apple Watch, в которых живёт Siri. В общем, то о чём писали фантасты в прошлом веке, уверенно вошло в наш быт. Одним из первых шагов к этому «будущему» сделала Apple в iPhone 4s.

Сделала, конечно, условно, потому что изначально Siri была самостоятельным приложением в App Store, которое появилось в 2010 году стараниями стартапа Siri inc. Ну, а потом Apple его благополучно купила, а технологии интегрировала в свои продукты.

Промо-изображение Siri с перечислением основных функций.

В iPhone 4s Siri умела узнавать погоду, делиться познавательной информацией за счёт интеграции с платформой Wolfram Alpha, строить маршруты, писать смски по вашему запросу, осуществлять звонки, ставить напоминания и даже читать сводку новостей. В общем делать всё, что необходимо в повседневной жизни.

На Android дела обстояли иначе, на момент 2010 и 2011 года никакого Google Ассистента не было, и максимум, что вы могли делать голосом — это просто осуществлять поиск. Не густо.

Голос, и, можно сказать — лицо Siri.

К тому же, Siri озвучивала профессиональная актриса дубляжа Сьюзен Беннет. В то время как на Android в то время был страшный синтезированный голос какой-то Google-женщины.

К сожалению, сейчас Siri на iPhone 4s с iOS 6 работает кривенько, хотя она на всех iPhone работает кривенько, но на iOS 6 нет довольно большого количества сервисов. Обидно, но закономерно.

Тогда это был прорыв, я помню, как из-за Siri я тогда захотел этот смартфон. Зато знаете, спустя годы я смог осуществить мечту, и теперь окружен «виртуальными женщинами».

Процессор

То, как Apple компонует детали внутри корпусов — отдельный вид искусства.

В своей технике Apple с самых начал использовала собственные процессоры, и их прогресс достиг того, что компания выпустила даже компьютеры на базе фирменного ARM-чипа. Одной из таких важных ступеней в их развитии был Apple A5.

Он не был чем-то уникален, в отличие от Apple A7 в iPhone 5s, например. Если вдруг кто-то не помнит или не знает, то A7 стал чуть ли не первым мобильным чипом с 64-битной архитектурой. Но A5 был на 2011 год не менее крут.

Компания уже к тому времени настолько прокачалась в проектировании процессоров, что смогла разработать систему на чипе, на которой было выпущено целых шесть устройств (iPad 2, iPhone 4s, iPad 3, iPad mini, iPod touch 5, Apple TV 3). И все они поддерживались от 4 до 5 лет.

Для демонстрации производительности iPhone 4s, Apple демонстрировала именно эту игру на презентации и неспростра, разработчики интегрировали в игру динамическое освещение, шейдеры и текстуру высокого разрешения.

Впервые Apple A5 дебютировал в iPad 2, и в iPhone 4s он смог продемонстрировать, на что способны смартфоны. Мало того, что телефон на нём сам по себе работал быстро (как мы уже поняли, на это влияла также оптимизация iOS). Разработчики игр получили простор для деятельности.

Именно благодаря внедрению Apple A5, появились такие проекты, как Infinity Blade 2, на iPhone и iPad стали выходить порты старых компьютерных игр (Max Payne, Grand Theft Auto, XCOM). Потом правда всё в итоге пришло к тому, что сейчас висит в топах App Store, но история циклична, поэтому надеюсь, что в ближайшем будущем случится новый бум мобильного гейминга.

Все эти смартфоны были по-своему хороши, но 4s прожил дольше остальных из-за программно-аппаратного комплекса.

iPhone 4s, вышедший в 2011 году получил четыре обновлений iOS (6, 7, 8, 9). Всё благодаря производительному чипу. Samsung Galaxy S2, вышедший в том же году на Android 2.3 получил два таких глобальных обновления: на Android 4.0 и 4.1. Фирменный гуглофон Galaxy Nexus из того же 2011 года, получил вообще одно глобальное обновление, с Android 4.0 до Android 4.1. То что минорные 4.2 и 4.3 на него выходили — не в счёт.

В общем все каноны, которым следует Apple сегодня, появились 10 лет назад. В iPhone 4s. Те, у кого есть этот смартфон на руках — поздравляю, вы можете подержать в своих ладонях целую историю, без которой все современные смартфоны были бы совершенно другими.

©  iphones.ru