«Всех их вместе соберём» — зачем Яндекс.Деньги превратили в интернет-магазин услуг
Мы продолжаем рубрику DevStory, в рамках которой большие и маленькие, но неизменно профессиональные разработчики делятся своими историями о тернистой дороге к успеху. В этом материале руководитель мобильного направления Яндекс.Денег расскажет о будущем платёжных систем, случайном аресте на заправке, о том, как оплатить штраф, стоя в пробке, и о пасхальных яйцах Яндекс.Денег.
Для начала, Илья, представься, пожалуйста, нашей аудитории.
Меня зовут Илья Лейрих, и я руковожу мобильным направлением в Яндекс.Деньгах. Работаю здесь более полутора лет.
Это круто! Многим читателям (да и нам самим, чего греха таить) интересно узнать, как становятся руководителями в таких крупных компаниях? Что для этого нужно делать, что ты делал?
Так получилось, что свою карьеру я начал с мобильных сервисов. Немножко побыл разработчиком, немножко консультантом. Первым серьёзным местом работы для меня стала iDA Mobile — компания, которая занимается мобильным банкингом. Потом из неё вырос «Инстабанк» — ещё один яркий проект, в котором я тоже работал с карточками. И лишь затем, набравшись опыта, я попал в Яндекс, где занимаюсь, в принципе, тем же, только с большей аудиторией. На днях, например, запустили новое приложение Яндекс.Денег, которое вообще не требует регистрации и позволяет платить за услуги сразу после установки. Такого нет в других кошельковых приложениях.
Стоп, давай с самого начала для тех, кто в танке. Для чего вообще нужны Яндекс.Деньги?
Оплатить телефон, интернет, штраф и много что ещё. Всего можно оплатить услуги почти 220 тысяч организаций. Плюс более 76 тысяч интернет-магазинов принимают платежи через Яндекс.Деньги.
И откуда взялась идея запустить мобильное приложение? Это сейчас она кажется очевидной, но вы же релизнули первую версию ещё четыре года назад.
По сути, идею подбросили сами пользователи. Представь, что у тебя есть десктопный сервис, и со временем всё больше пользователей начинают заходить в него с мобильного устройства. Как только это количество достигает критической отметки, ты понимаешь, что этих людей уже много, и пора делать мобильное решение. Сначала какую-то упрощённую мобильную версию сайта, а там и полноценное приложение.
Так совпало, что четыре года назад в компании появились люди, которые были фанатами мобильных устройств, которые хотели пробовать что-то новое. И вот желания пользователей совпали с желаниями инженеров. Эти люди и стали ядром команды, которая начала разрабатывать мобильные приложения. Энтузиасты такие. Ну, и понеслась…
Выходит, первоначально вы разработали приложение для своих постоянных юзеров?
Поначалу — да. По крайней мере, костяком аудитории были люди, у которых уже есть кошельки Яндекс.Денег. Но с тех пор многое изменилось. Сейчас мы что делаем? Мы создаем интернет-магазин услуг. Переносим концепцию, которая привычна и знакома многим, на рынок оплаты услуг. Даём любому человеку с телефоном или планшетом простую возможность оплачивать что-то на ходу, даже если он не пользуется мобильными банками или интернет-кошельками. Не нужно регистрироваться, не нужно заморачиваться — взял и оплатил. Всё предельно просто и доступно.
То есть, по сути, вы даёте простой способ приобщиться к мобильным платежам. Но ведь в голове у людей всегда сидит заноза: привяжу карточку, а её украдут, или ещё чего случится. Ваше приложение, оно снимает этот барьер?
Да, у нас есть возможность привязать карточку и платить кошельком. Соответственно, данные твоей карточки не попадают на сайты, реже светятся в браузере — всё это дает дополнительный уровень безопасности. И даже в приложении, мы хоть и позволяем вводить данные этой карточки один раз, но храним их не на устройстве, а в специальном сертифицированном хранилище. В устройстве остается только псевдоним, с которым по шифрованным каналам идёт обмен данными.
А реально пользоваться одним только мобильным приложением и вообще ни разу не открыть настольную версию?
Да, оно позволяет решить почти все задачи, которые есть на сервисе. Некоторые функции вынесены в отдельные приложения — например, «Яндекс.Штрафы» и «Денежные переводы». Они появились в прошлом году, и тоже не требуют регистрации. Из них можно искать и оплачивать штрафы, а также переводить деньги с карты на карту. Причём отправить деньги можно практически в любую страну мира, и они придут туда в местной валюте. Например, можно сделать перевод на банковский счёт или в отделение Western Union.
Тут редактор игрового раздела подсказывает, что у вас есть партнёрская программа с Nintendo, и за Яндекс.Деньги можно дешевле покупать игры для 3DS и Wii U. А есть ещё какие-то бонусы от пользования вашим сервисом? Скидки, баллы, бонусные мили?
Вообще мы сотрудничаем с огромным количеством магазинов и компаний, и постоянно проводим акции. Например, в первых числах июня была акция со Skype — при оплате любых услуг на сумму от 100 рублей мы дарили 60 рублей на счёт скайпа. Периодически проводим акции, предполагающие кэшбэк при оплате через Яндекс.Деньги покупок в интернет-магазинах, страховых полисов и многого другого. Кстати, игровое направление тоже развиваем. Люди действительно часто платят за игры с мобильных, нужно что-то с этим делать, что-то полезное им предлагать.
И много сил ушло на разработку? Вообще, сколько ресурсов требуется на проект такого уровня?
На момент создания приложения в команде мобильных проектов Яндекс.Денег (не только главного приложения, но вообще всех наших мобильных разработок) у нас было 10 человек — с тестировщиками, разработчиками, дизайнерами, со всеми. Готовили мы его где-то полгода. Плюс время на разработку концепции, тестирование, попытки проанализировать новый пользовательский опыт. Последнее отнимает вообще уйму времени, потому что когда у тебя такая большая аудитория, тяжело угодить всем, и не испортить отношения со старыми пользователями.
Какие-нибудь ещё трудности возникали в процессе?
По большому счёту мы делаем интернет-магазин услуг. Вот есть магазин, где ты покупаешь китайскую электронику, вот — магазин, где ты покупаешь одежду, а вот — наш магазин услуг. Принцип везде тот же: витрина, страница оплаты — всё. Не было вещей, над которыми мы бы много экспериментировали, переделывали. Куда развиваться, мы и так понимали.
В других проектах, типа «Заправки» — вот там экспериментов море, потому что ты делаешь что-то принципиально новое. А потом едешь на заправочную станцию, вставляешь пистолет в бак, и твой сервис сталкивается с суровой реальностью. У нас вот ребята, коллеги из Украины, как раз тестировали «Заправки». За ними милиция приезжала. Потому что, представляешь: ты выходишь из машины с мобильным телефоном, колдуешь над ним — и у тебя бак заправляется, ты молча уезжаешь. А люди на заправке, кассиры, они ещё не в курсе этого сервиса. Потому что он ещё публично не запустился, о нём не говорят, чтобы не допустить утечки. То есть, приехали такие кулхацкеры, украли топливо — и сваливают…
Сюжет Watch Dogs какой-то.
Да вообще «криминальная история». *смеется*
Понятно, что за столько лет Яндекс.Деньги пережили не одно обновление. Но мы узнали, что последнее — оно какое-то совсем глобальное. В чём заключается эта глобальность, и чем она вызвана?
Ну, смотри: существует большой и уже сформированный портал Яндекс.Денег. И где-то рядом — мобильное приложение, которое должно работать с этим порталом и предоставлять те же услуги. А портал, в свою очередь, уже 10 лет существует, и формировался без задела под мобильное приложение. И вот с конца 2013 по начало 2014 года мы делали заново протокол, по которому мобильное приложение взаимодействует с порталом. По сути это была большая инженерная переработка, чтобы иметь возможность быстро добавлять новые сервисы, быстро выкатывать обновления. Иначе говоря, мы построили новый фундамент.
Старый фундамент в своё время мы соорудили очень быстро, просто чтобы удовлетворить насущную проблему. А потом поняли, что приложение нужное, востребованное, что сейчас технологически важно строить новый фундамент. Представляешь, почти год потратили, чтобы получить возможность быстро расти. И теперь приложение — это мобильный платежный сервис, который не требует регистрации и позволяет платить за сотни тысяч услуг, начиная от сотовой связи, заканчивая коммунальными услугами от самых небольших ТСЖ.
Тяжело было резать по живому?
Когда создаются новые продукты, часто делаешь их быстро и не заботишься о возможности масштабирования, потому что боишься, что продукт быстро устареет. И потом, когда ты понимаешь, что сервис уже живой, что есть аудитория, сталкиваешься с этой проблемой, переделываешь инфраструктуру.
Но сейчас процесс идёт быстрее — буквально за полгода на базе этой инфраструктуры сделали новое приложение и внесли кучу точечных правок. Например, переделали всю навигацию, освежили дизайн — всё стало светлее и ярче. Комплексная такая переработка. Но когда у тебя есть хорошие инструменты и хорошая инфраструктура, делать всё это — чистое удовольствие.
А есть полный перечень нововведений?
Их слишком много, чтобы все описывать. Возьми экран карточки — там 20 изменений. Вот, кажется: вводишь данные карточки, и там всего четыре поля, ну что в этом такого. А мы автоматом определяем платёжную систему — Visa или Master Card. Мы разбиваем номер на блоки из четырёх цифр, чтобы легче было вводить. Мы по контрольной сумме цифр определяем, что данные введены правильно, без опечатки. Это большая проблема: не заметил одну цифру из 16-ти — и всё. Мы автоматически, когда данные карточки введены, перекидываем курсор на ввод месяца, с ввода месяца — на ввод CVV, и везде показываем цифровую клавиатуру. В версии для iOS вообще можно сканировать карточку. И все эти мелочи позволили сократить время заполнения данных с минуты-двух до 30 секунд. А если описывать всё приложение, перечислять новые фичи можно часами. *смеется*
Мы видим какую-то возможность, берём в фокус — и делаем. Многое ребята из команды делают сами, по своей инициативе. С согласованием, конечно, но всё равно очень динамично.
А вот расскажи, как финансовые приложения публикуются в маркетах? Стандартная процедура, или есть какие-то особенности?
Изначально вы вышли на Android, потому что там львиная доля аудитории. Теперь ждем, пока Apple проверит новую версию, прощупает. Там свои заморочки. Им для проверки нужно предоставить кучу данных, дать банковскую карточку, чтобы проверяющий менеджер мог протестировать разные сценарии.
И тут срабатывает система безопасности, которая не даёт совершать операцию непонятно откуда. С финансовыми приложениями такие ситуации постоянно возникают. Ты им даёшь всё необходимое, но они не могут протестировать, потому что работает система безопасности.
И что делать в такой ситуации? Допиливать систему?
Не допиливать — скорее, предоставлять особый доступ. Вот была забавная история с денежными переводами. Мы себе для простоты тестирования оставили лазейку. На экране перевода вводишь специальную сумму — и перевод как бы засчитывается, но деньги на самом деле никуда не уходят. И вот мы писали менеджерам из Apple: вы введите такую-то сумму, у вас всё получится. Так вот, эта функция до сих пор работает. Никто, понятно, эту цифру не введёт — там слишком сложное число. Но формально это возможно. Такая вот маленькая пасхалка.
Будем перебирать ;) Ладно, ну, а как вы рекламируете свое приложение, как наращиваете аудиторию?
Аудитория была ещё до релиза приложения. Те 2,5 миллиона установок, которые у нас есть — это по большому счёту «органика». Люди узнавали о релизе из поисковой выдачи или на сайте Яндекс.Денег. А вот когда появились новые бренды с отдельными пользовательскими сценариями — «Штрафы», «Денежные переводы», вот это всё, — тогда мы начали экспериментировать с другими каналами. Тут и почтовая рассылка, и CPA-сетки (cost per install — прим. ред.), и оптимизация по ключевым словам в сторах. Учимся, но показатели уже хорошие, и очень быстро растут, мы довольны. И очень большой поток переводов с карты на карту, т. е. деньги, которые попадают в приложение, там и остаются.
А в фичеринг попадаете?
В Windows Store бываем периодически.
Да, видели. На других платформах не планируете? Полезная же штука.
Очень, море пользователей приносит. Но смотри: когда приложение было внутреннее, для клиентов, в этом не было смысла. Люди, которые в теме, у которых есть кошелёк, они и так скачивали и пользовались. Уже сейчас, когда оно растёт и становится популярным, мы будем как-то экспериментировать. Мне сейчас очень интересно смотреть на воронку конверсий, понять, как люди пользуются приложением. Так что будем изучать воронки.
Как аудитория реагирует на новую версию, что пишут в отзывах? Не отпугнули старожилов глобальным апдейтом?
Я буквально сегодня утром совсем немного почитал отзывы. Хвалят. Говорят, что хорошее, свежее приложение. Ругают только за отсутствие чёрного цвета, просят чёрную тему вернуть, потому что привыкли. В целом у нас очень хорошие отзывы, и рейтинг 4,5–4,6 — на всех платформах.
Но мы будем следить внимательно. Потому что когда делаешь радикальные изменения в сервисе, очень тяжело не сбить сценарии тем пользователям, которые с тобой с самого начала. Но у нас вроде получается. Мы быстро работаем и реагируем на замечания.
А что можешь рассказать о монетизации? Платят люди?
Это же приложение про платежи! Конечно, платят.
И то правда. Ну, и какие планы? Есть представление о том, как Яндекс.Деньги — и приложение в частности — будут развиваться?
Roadmap уже составлен на год вперед. Он, конечно, каждый квартал меняется, но всё же. Если просто отключиться от внешнего мира и воплощать идеи по списку, на это уйдёт целый год. Впереди очень долгий путь. Но сейчас главная задача — сделать процесс оплаты максимально понятным и плавным.
Илья, ты, как никто другой, знаешь и местами даже создаёшь всю эту виртуальную финансовую систему. Как думаешь, как эта система будет развиваться в глобальном смысле? Скоро откажемся от физических карточек и полностью перейдём на оплату телефонами?
От карточек ещё долго не откажутся — хотя бы потому, что во многих регионах и карточные платежи ещё в новинку, только набирают популярность. Да даже смартфоны местами в новинку! Но рынок уже предлагает новые решения. Телефон постепенно становится центром платежей — в нём хранится информация о картах и счетах пользователя, кое-где им можно расплачиваться, не доставая деньги и карты из кармана. В будущем, я уверен, пользователю не придется доставать даже телефон — платежи будут совершаться по какому-либо идентификатору пользователя совершенно бесшовно.
Фантастика. Ладно, пора закругляться. Последний вопрос — наш фирменный: каким смартфоном пользуешься?
У меня сейчас 5S. Жена пользуется шестеркой, но мне великоват, непривычно. Ну, и т. к. по долгу службы занимаюсь мобильными приложениями, есть ещё рабочий Nexus 5 — очень клёвое устройство. Раньше, кстати, был Samsung.
Яндекс.Деньги: платежи онлайн Яндекс
Цена
Рейтинг
бесплатно
4,6
бесплатно
4,5
бесплатно
4,6
Уже скачали: 1221 пользователь
Автор: Денис Рыбалко
© 4PDA