Всего 2 случая в истории: манёвр «толчок Риснера» опасен, но может спасти жизнь

14.12.2022, 08:48
Может ли один самолёт помочь другому, неисправному, долететь до дома, подталкивая его сзади? Ответ положительный, но только если невероятные истории двух американских пилотов — это правда.
Рома Назаров
Всего 2 случая в истории: манёвр «толчок Риснера» опасен, но может спасти жизнь
Image by S. Patrick Maiorka on Quora
По имени пилота Джеймса Риснера, его манёвр вошёл в историю как «толчок Риснера».

Во время боевого вылета в ходе Корейской войны пара F-86E-10 «Сейбр» Риснера и его ведомого серьёзно потрепал зенитный огонь. Ведомому досталось больше: его самолёт стал быстро терять топливо и было ясно, что до линии фронта он не дотянет. 

Тогда Риснер и решился на манёвр, не описанный ни в одном руководстве. Он приказал напарнику выключить двигатель, а потом пристроился к нему сзади, упёрся носом в сопло самолёта ведомого и толкал его почти 100 км.

При этом ведущий сам подвергался большой опасности: топливо и гидравлические жидкости из толкаемого самолёта продолжали вытекать, заливая фонарь кабины и угрожая залить двигатель, а турбулентность, создаваемая им, нарушала режим работы двигателя. Поэтому, как только стало ясно, что ведомый может спрыгнуть с парашютом в море и вплавь добраться до берега, самолёты расцепились. 

К сожалению, спасти напарника не удалось: тот утонул, запутавшись в стропах парашюта.

Толчок Риснера, реконструкция. Image by S. Patrick Maiorka on Quora

Толчок Пардо

История повторилась во время Вьетнамской войны с небольшими вариациями. Два F-4 Phantom II, управляемые капитанами Бобом Пардо и Эрлом Амманом, во время боевого задания были обстреляны ПВО Северного Вьетнама и самолёт ведомого остался без топлива. 

Отличаются лишь детали буксировки. Пардо попытался упереться носом своего истребителя в отсек тормозного парашюта, но ему мешала турбулентность, создаваемая самолётом Аммана. Тогда он приказал последнему опустить штангу с посадочным гаком и упёрся в него основанием кабины, после чего напарник смог выключить двигатель. Гак несколько раз соскальзывал и Пардо приходилось заново к нему пристраиваться. К тому же, один из двигателей его «Фантома» тоже загорелся. Несмотря на сложности, паре удалось добраться до территории, где они смогли безопасно катапультироваться.

Подтвердить рассказ пилотов невозможно

Обе истории могут быть продуктом пропаганды, направленной на укрепление боевого духа американских военных. За это говорят некоторые детали — неподтверждаемость фактов, странная похожесть во второстепенных деталях. 

Но может быть и правдивой историей выдающихся лётчиков, из которых один проявил смелость и находчивость, а второй внимательно изучил опыт пилотов предыдущей войны и умело применил. Правду мы узнаем, только если однажды будут опубликованы записи чёрного ящика единственного самолёта, уцелевшего во всей истории — «Сейбра» Риснера. 

©  Популярная Механика